ATR 72. Электрическая система. Часть 2

О книге Оглавление Купить бумажную книгу ⇗

Контроль

Главная панель

① Кнопки подключения основных генераторов к сети самолёта. Две штуки, для каждого генератора. На схеме №1 на предыдущем развороте смотрите ❽.

Табло не горит, кнопка нажата – генератор вырабатывает ток и подключён к сети.

Табло OFF, кнопка отжата – генератор не вырабатывает ток, и не подключён к сети.

Табло FAULT – неисправность генератора или его подключения. В некоторых случая лечится перезагрузкой – нужно выключить и снова включить эту кнопку («выключатель кнопочного типа», если говорить корректно).

② Закрытая защитным колпачком кнопка – BTC (Bus Tie Contractor) – замыкатель шин DC BUS 1 и 2. На схеме №1 смотрите ❾.

Штатное положение NORM, колпачок закрыт. В этом положении шины разъединены, но в случае выхода из строя одного из генераторов, BTC замкнётся автоматически и перекинет электричество на вторую шину.

Можно откинуть колпачок и нажать кнопку в положение ISOL. На кнопке загорится соответствующее табло, а автоматика не сможет замкнуть шины.

③ DC SVCE/UTLY BUS. Эти две шины питают некритичное для полёта оборудование вроде освещения, механизма смыва в туалете и вытяжных вентиляторов. Поэтому, в случае нехватки электроэнергии (по причине любой неисправности), этих потребителей можно безболезненно отключить. Обычно это делает автоматика, тогда загорается табло SHED (от слова Shedding – в значении «сброс нагрузки»), и какая-нибудь из указанных шин отключается. На схеме №1 смотрите ❿.

④ DC BUS OFF – табло сообщает, что данная шина не запитана.

⑤ Кнопками EMER BAT CHG и MAIN BAT CHG управляют зарядками аккумуляторов. На схеме №1 смотрите ⓫.

Штатное положение – ON, табло не горит. Компьютер управляет зарядкой, подключает и отключает её по необходимости. Можно, нажав, отключить её вручную, тогда загорится табло OFF.

FAULT сообщает о неисправности.

⑥ Табло со стрелками, которые указывают, что DC EMER BUS питается от аварийного аккумулятора – стрелочка слева, и что DC ESS BUS питается от основного аккумулятора – стрелочка справа. Естественно, аккумуляторы при этом разряжаются.

⑦ Трёхпозиционный тумблер BAT подключает к сети самолёта аккумуляторы. Аварийная батарея питает шину HOT EMER BAT BUS. Основная батарея – HOT MAIN BAT BUS.

OFF – аккумуляторы отключены от сети.

ON – аккумуляторы подключены. Но до тех пока не появится электричество от одного из основных генераторов или не будет подключён внешний источник питания, например, в виде наземного генератора.

OVRD – принудительное запитывание от батарей с отключением всех защит.

⑧ TRU (Transformer Rectifier Unit) – трансформаторный выпрямительный блок, который одной стороной подключён к генератору переменного тока с плавающей частотой – AC WILD GEN, а другой – к DC EMER BUS, DC STBY BUS, INV 1 and DC ESS BUS. Когда он включён, то переменный ток, идущий от ACW понижается и выпрямляется в постоянный. Кнопка защищена колпачком, а сам блок включается при необходимости вручную. В штатном положении табло не горят. Смотрите схему №2.

⑨ Защищённая колпачком кнопка OVRD.

Если после того, как по какой-то причине тумблер BAT был переведён в положение OVRD, на шине DC STBY BUS напряжение упадёт до 19,5 вольт, то загорится табло UNDV (Under Voltage). Значит нужно вручную открыть колпачок и нажать кнопку. Тогда шины DC STBY BUS и AC STBY BUS будут переподключены с HOT MAIN BAT BUS на HOT EMER BAT BUS. На схеме №1 смотрите ⓬.

⑩ Горящее табло BUS OFF означает, что соответствующая шина переменного тока AC BUS не запитана.

⑪ Горящее табло INV FAULT означает неисправность соответствующего инвертора напряжения.

⑫ Аналоговый амперметр показывает состояние выбранной тумблером ⑬ аккумуляторной батареи, ток зарядки – CH, или разрядки – DCH. Показатель на циферблате нужно умножать на 100.

⑭ Кнопка EXT PWR. Горящее зелёным табло AVAIL означает, что снаружи к самолёту подключили внешний источник постоянного тока – генератор на колёсах или кабель из щита. Нажав кнопку, мы подключаем этот источник к сети самолёта и зажигаем табло ON.

⑮ Табло X START FAIL. Если работает один из двигателей и соответствующий основной генератор DC GEN даёт ток, то мы можем запустить второй двигатель, используя для стартёра электричество от работающего генератора. Табло сообщает нам, что перекрёстный запуск невозможен из-за какой-то неисправности.

Панель генераторов AC WILD

⑯ Кнопка подключения генератора к сети. Штатное положение ON, табло не предусмотрено. OFF – генератор принудительно отключён. FAULT – имеет место неисправность, которая чаще всего устраняется выключением-включением.

⑰ Кнопка EXT PWR. Горящее зелёным табло AVAIL означает, что снаружи к самолёту подключили внешний источник переменного тока. Нажав кнопку, мы подключаем этот источник к сети самолёта и зажигаем табло ON. У сети генераторов AC WILD есть свой внешний разъём, отличный от разъёма для подключения источника постоянного тока – DC.

⑱ BTC – такой же замыкатель шин, как и в «большой» сети. Штатно разомкнут.

Добавить комментарий