Источники тока в самолёте

● Начнём с аккумуляторов.
У нас два никель-кадмиевых аккумулятора (NiCd): ❶ основной (MAIN) и ❷ аварийный (EMER) по 24 вольта каждый.
Ёмкость основного – 43 А/ч (ампер/часа), аварийного – 15 А/ч. Аварийный аккумулятор служит для того, чтобы, во-первых, занять место основного, если тот выйдет из строя, и, во-вторых, чтобы подстраховывать критические системы самолёта во время переподключений с источника на источник.
● Два самых главных источника – генераторы постоянного тока №1 и №2 с приводами от двигателей самолёта (DC Generators), которые питают ВСЁ оборудование самолёта – ❸ и ❹.
Один щёточный генератор с воздушным охлаждением способен вырабатывать ток 28 вольт и питать потребителей мощностью до 12 киловатт (400 ампер соответственно).
Однако, у нас не просто генераторы, а стартёр-генераторы. То есть, одно устройство выполняет две функции. До того момента, пока скорость вращения турбины высокого давления двигателя не достигнет 45%NH (NH – High Pressure Spool Rotation Speed – скорость вращения ротора высокого давления), устройство работает как стартёр. А 45%NH – точка самоподдержания, после которой двигатель штатно начинает работать самостоятельно без поддержки стартёра. Стартёр отключается автоматически.
А когда скорость вращения достигнет 61,5%NH, устройство начнёт работать как генератор и станет давать самолёту электрический ток.
Сеть переменного тока расположена вверху схемы над инверторами. Инверторы (❺ и ❻) преобразуют постоянный ток от основных генераторов в переменный однофазный. Напряжение – 26 и 115 вольт. Частота – 400 Гц, постоянная.
● AC Wild Frequency Generator – генераторы переменного тока с изменяемой или, если точнее – плавающей частотой – третий источник тока.
Действительно, огромное количество потребителей в самолёте нуждаются в постоянной частоте. Однако есть узлы, для которых частота не важна; например, печки на посту бортпроводников. Или лампы освещения, или обогрев датчиков. Даже топливным насосам от плавающей частоты тока хуже не будет. И для таких устройств есть AC Wild (ACW) генератор (см. схему №2 на следующей странице).
Вал воздушного винта через редуктор приводит в движение генератор ACW. Поскольку скорость вращения винта может быть разной, то и частота тока может варьироваться от 340 до 480 Гц. Напряжение – 115 и 200 вольт трёхфазного переменного тока, 20 KVA.
Чтобы генератор ACW функционировал полноценно,
нужна скорость вращения винта (NP) не менее 70%.
В случае потери основных генераторов, сеть переменного тока с плавающей частотой через выпрямитель будет питать шины: DC EMER BUS, DC ESS BUS, DC STBY BUS и INVERTER 1.
● Внешний источник питания ❼ – DC EXT POWER – наземный генератор или иной внешний источник постоянного тока.
Примечания к схеме
BUS – шина – проводник, который служит для передачи электроэнергии и распределения её по потребителям.
LOADS – потребители или нагрузка – устройства, которые потребляют данную электроэнергию.
AC (Alternate Current) – переменный ток.
DC (Direct Current) – постоянный ток.
HOT BATTERY BUS – горячая шина аккумулятора – шина, которая не отключается и всегда запитана от аккумуляторной батареи самолёта.
STATIC INVERTER – инвертор напряжения – устройство, которое преобразует постоянный ток (DC) в переменный.
RECTIFIER – выпрямитель – устройство, которое преобразует переменный ток (AC) в постоянный.
ESS BUS – Essential Bus – основная шина, которая питает самые важные узлы самолёта.
STBY BUS – Standby Bus – резервная шина питания.
EMER BUS – Emergency Bus – шина аварийного питания.
UTLY BUS – Utility Bus – шина общего назначения, которая питает второстепенных потребителей и, при нехватке электроэнергии, будет отключена в первую очередь.
SVCE BUS – Service Bus – шина питает некоторые узлы самолёта во время обслуживания: розетки, свет, в том числе сигнальные огни, тестовые устройства, схемы и т.д., а также работу туалета.
GND HDLG BUS – Ground Handling Bus – шина, которая питает только три устройства: панель заправки топливом, привод открывания входной двери и привод открывания люка грузового отсека.
BTC – Bus Tie Contactor – секционный прерыватель, он же замыкатель шин DC BUS 1 и DC BUS 2.
Примечания к схеме AC Wild

ACW GEN – AC Wild Generator – генератор переменного тока с плавающей частотой.
ACW GPU – AC Wild Ground Power Unit – наземный генератор или иной внешний источник переменного тока.
SERVICE BUS – шина, которая питает только двух потребителей: кухню и розетку переменного тока, которой можно воспользоваться только на земле.
TRU – Transformer Rectifier Unit – трансформаторный выпрямительный блок – устройство, которое, во-первых, преобразует переменный ток в постоянный и, во-вторых, изменяет напряжение этого тока.
DC ELEC – в данной схеме показывает точку подключения к сети AC/DC (смотри на схеме №1 точки подключения сети ACW).
Снаружи самолёта на панели управления грузовой дверью расположена красная лампа,
видимая и при закрытой крышке панели.
При покидании самолёта обратите на неё внимание:
некоторые системы могут разряжать аккумуляторы,
даже если тумблер BAT находится в положении OFF (в этом случае лампа будет гореть).
