A320. MCDU. Базовые знания. Часть 2

К ОГЛАВЛЕНИЮ БУМАЖНАЯ КНИГА

Символика

Если данные в ячейке вычислены компьютером, то они будут отображаться мелким шрифтом. Все, что вводит пилот, отображается крупным шрифтом.

Квадратиками: □□□□ – обозначаются ячейки, ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ к заполнению. Например, пункты отправления и назначения: □□□□/□□□□.

Тире: – – – –. Ими обозначаются ячейки, куда компьютер будет сам вписывать свои данные, если у него будет для этого достаточно информации. Например, в полетном плане расчетное время прибытия будет выглядеть как четыре тире до тех пор, пока план не будет завершен.

Квадратными скобками: [ ] – обозначаются ячейки, куда МОЖНО вписать какую-то информацию, чтобы получить какой-то результат. Необязательное поле. Например, BRG/DIST TO [ ] – расчет пеленга и расстояния до какой-то точки.

Круглыми скобками: ( ) – в полетном плане обозначаются точки на маршруте, которые генерит компьютер – псевдоточки пути. Например, (T/C) – Top of Climb – конечная точка набора высоты.

Если в полетном плане, рядом с идентификатором точки стоит горизонтальная стрелочка: ← или →, значит, что сразу же после прохождения этой точки самолет должен повернуть именно в этом направлении. Например, ←АВС.

Если стрелочка (← или →) стоит между содержимым ячейки и ее клавишей на любой странице, кроме плана, значит, пилот может выбрать эту ячейку, чтобы активировать некий запрос или выбрать какие-то данные. Например, ←ILS30. Выбрать посадку по ILS на ВПП 30. Стрелка показывает на клавишу ячейки.

У большинства ячеек есть заголовок или название. Как, например, у координат на странице INIT: LAT и LONG. Кстати, рядом с этими ячейками стоят стрелочки: ↑↓, это значит, что клавишами со стрелками, которыми мы прокручиваем страницы, можно менять координаты.

Если напротив клавиши ячейки есть некое слово или аббревиатура, рядом с которым стоят угловые скобки: < или >, которые острым концом показывают на клавишу ячейки, значит после нажатия на эту клавишу, как по ссылке, откроется некая другая страница. Назовем это ССЫЛКОЙ. Например, NEXT PHASE > – перейти на страницу следующей фазы полета.

Если рядом с клавишей ячейки написаны какие-либо буквы – слово или аббревиатура – и стоит звездочка (*), значит компьютер предлагает выбор.

Например, LDG CONF 3 * – выбрать посадку с закрылками в положении 3.

Звездочка может стоять в полетном плане рядом с каким-то из пунктов. Здесь это значит, что в этой точке есть навигационное ограничение. Например, по высоте или по скорости.

Если пилот делает что-то непозволительное или невозможное, и MCDU не дает ему это делать, то в командной строке появится сообщение NOT ALLOWED.

+ или – (плюс или минус) в отношении высоты означают «на этой высоте или выше» – плюс, или «на этой высоте или ниже» – минус.

RETURN – вернуться на предыдущую страницу.

ERASE – удалить внесенные изменения.

Цвета на дисплее

Оранжевый – обозначает что-то очень важное, что требует вмешательства пилота, или обязательные ячейки, или важные сообщения. Оранжевый – очень важно.

Желтый – этим цветом обозначен неподтвержденный полетный план. Желтый – черновик.

Зеленый – означает данные, которые были вычислены бортовым компьютером. Зеленый – вычислено компьютером.

Голубой – сигнализирует, что данные могут быть введены или отредактированы пилотом. Голубым подсвечены границы ячеек, куда могут быть введены некие данные. Голубой – можно править.

Малиновый – означает некие ограничения: по скорости, по высоте и т.п. Малиновый – ограничение.

Белый. Белым пишут разметку страниц: названия страниц, названия ячеек, ссылки на другие страницы, незначительные сообщения, стрелки и т. п. В плане белым метят следующий пункт маршрута. Белый – вспомогательный цвет.

Функциональные клавиши

DIR – клавиша открывает страницу, где можно ввести любую точку и дать самолету команду лететь от текущей позиции к этой точке (Direct).

PROG – страница прогресса текущего полета. Показаны изменяющиеся (динамические) данные полета.

PERF – Performance – параметры, относящиеся к каждой фазе полета: скорость, высота, ограничения, расчеты времени и пр.

INIT – инициализация полетного плана. Здесь вводятся основные параметры полетного плана: пункты отправления и назначения, эшелон полета и т.д. Страница INIT B – вторая страница этого раздела – доступна только при предполетной подготовке и исчезает после того, как запущен первый двигатель. (Вместо нее будет FUEL PRED.) Вторая страница посвящена расчетам топлива на перелет.

DATA – там скрывается меню, откуда можно попасть на страницы с данными, о которых поговорим отдельно.

F-PLN – Flight Plan. Здесь находится полетный план.

RAD NAV – управление и настройка радионавигационных инструментов: ILS, VOR, DME, ADF. Как автоматически, так и вручную.

FUEL PRED – здесь показаны расчеты по топливу, исходя из полетного плана, общей массы и количества топлива на борту.

SEC F-PLN – здесь можно сохранить актуальный полетный план или загрузить полетный план номер два (не запасной – это другая история), включая летные характеристики и инициализацию.

Добавить комментарий