A320. MCDU. Vertical revision

К ОГЛАВЛЕНИЮ БУМАЖНАЯ КНИГА

В ходе работы с планом полета мы делали латеральную, иначе – горизонтальную, поправку точек маршрута. Для этого нужно было нажать левую клавишу той строки, где находится нужная точка маршрута. А для вертикальной поправки нужно нажать ПРАВУЮ клавишу.

(Вертикальная поправка невозможна в псевдоточках.)

Иной вариант страницы вертикальной поправки:

Что мы можем в процессе вертикальной поправки:

  •  добавить ограничение по скорости в данной точке (SPD CSTR);
  •  добавить ограничение по высоте (ALT CSTR);
  •  добавить ограничение по времени (UTC CSTR);
  •  добавить фактор ветра – WIND DATA;
  •  доступ к функции RTA (см. ниже);
  •  доступ к функции CONSTANT MACH (см. ниже);
  •  доступ к функции ступенчатого подъема / снижения – STEP ALTS.

1.1 SPD CSTR (Speed Constraint)

Ограничение по скорости везде указано по умолчанию 250 узлов ниже 10 000 футов – L2. Однако можно к данной точке прописать любое другое ограничение – L3.

1.2 Constant Mach

Функция задания определенной скорости в Махах на определенном отрезке маршрута. По умолчанию скорость в круизе одинакова на всем его протяжении. Ее можно посмотреть на странице PERF CRUISE.

А на странице Constant Mach выбирается точка начала (L2) и конца (R2) отрезка и требуемая скорость (L1).

В конце отрезка скорость самолета вернется к значению, указанному на странице PERF CRUISE.

1.3 RTA

Бывает, что диспетчер дает нам для прохождения определенной точки четкое временное «окно»: до указанного времени, после указанного времени или же точно в указанное время. Эта страница не влияет на полет, она служит для оценки.

L1 – здесь задается интересующая нас точка.

После чего в первой строке мы видим расстояние до нее (DIST).

L2 – скорость ECON, рассчитанная компьютером. Изменить нельзя и от содержимого на этой странице не зависит.

L3 – текущий режим управления скоростью. MANAGED или SELECTED/XXX, где XXX – скорость, заданная пилотом вручную на FCU.

В ячейку R1 вводится время.

Вводится в формате HHMMSS (HH – часы, MM – минуты, SS – секунды). Секунды вводить необязательно. Минус означает ДО указанного времени. Плюс – ПОСЛЕ указанного времени.

В командной строке здесь набрали: -0936.

Компьютер подсчитал и выдал результаты:

С текущей скоростью (L2) в точке L1 самолет будет во время, указанное в ячейке R2 – в 9 часов 45 минут 30 секунд.

R2 – ETA – Estimated Time of Arrival – расчетное время прибытия.

R3 – Error – разница во времени между желаемым и действительным (между RTA и ETA).

Все эти вычисления делаются в воздухе на основе текущего времени. Если же мы стоим на земле и еще не вылетели, а такое вычисление сделать необходимо, то начинать нужно с ячейки ЕТТ (R6).

ETT – Estimated Takeoff Time – расчетное время вылета. Если сюда ввести время вылета, то компьютер будет делать вычисления исходя из этого времени.

1.4 UTC CSTR

Аналог RTE. Здесь можно ввести время прохода точки, какую мы выбрали через вертикальную поправку.

Задается время форматом HHMMSS (HH – часы, MM – минуты, SS – секунды). Секунды вводить не обязательно. Минус означает ДО указанного времени. Плюс – ПОСЛЕ указанного времени.

После чего скорость будет уменьшена или увеличена в пределах от Green Dot до MAX.

Если изменение скорости в этих пределах возможно, то в полетном плане рядом со временем прохождения точки будет стоять малиновая звездочка. А если изменение невозможно, то звездочка будет оранжевой.

Можно ввести только одно ограничение по времени на весь полетный план.

1.5 STEP ALTS

По мере выработки топлива оптимальная, с точки зрения экономики, высота полета увеличивается. В этом случае применяется Step Climb (S/C) – ступенчатый набор высоты. Иногда и снижение происходит аналогичным способом – ступенями, но уже по причине навигационных требований. Если мы говорим о симуляторе, то дефолтный диспетчер обычно так и делает – поднимает или снижает нас по ступеням, но делает это по соображениям навигации и безопасности, а не по экономическим.

Там, где должен начаться подъем к следующей ступени, появляется псевдоточка S/C (Step Climb). Там, где подъем на заданную ступень заканчивается – псевдоточка T/C (Top of Climb).

Точка начала ступени может быть «географической» – привязана к какой-нибудь точке маршрута, или «оптимальной», когда компьютер делает расчет – в какой точке выгодно начать подъем на эшелон, который задал пилот.

Переход на ступень производится вручную – не автоматически! Используйте FCU!

● Можно вставить в полетный план до четырех географических ступеней и одну оптимальную ступень. Высота ступени должна быть не менее 500 футов.

● Если финальная точка ступени находится ближе чем 50 миль к точке T/D (Top of Descent), то такая ступень будет проигнорирована.

● Можно в качестве начала ступени задавать не точку пути, а расстояние до или от этой точки. Например:

320/АВС/25 – таким образом в план прописываем и вставляем точку, которая расположена на расстоянии 25 миль после АВС. В этой точке начнется подъем на эшелон 32 000 футов.

320/АВС/-15 – точка на расстоянии 15 миль до АВС.

● Если хотите доверить компьютеру расчет места для оптимальной ступени, то нужно ввести только требуемую высоту (ALT).

1.5.1 Оптимальная высота ступени

Такая функция есть не во всех MCDU и работает только для набора. Если доступна, то в строке 5 появится сообщение OPT STEP: ENTER ALT ONLY (см. рис. выше).

После добавления высоты компьютер рассчитывает оптимальную точку начала ступени. В первой строке прописывает расстояние до точки начала набора следующей ступени и расчетное время прибытия в данную точку.

Интересна информация в ячейке R5. Две дельты: время и топливо. Минус означает, что мы сэкономили. Плюс означает дополнительные расходы времени и керосина.

Можно задавать ступень прямо со страницы полетного плана. Напишите в командной строке S330, где S – step, а 330 – новый эшелон. После чего нажмите на клавишу ячейки той точки, где хотите начать подъем.

Когда до ступени останется 20 миль, в командной строке MCDU появится сообщение STEP AHEAD.

1.6 ALT CSTR

Ограничение по высоте применительно к точке, в которой мы проводим поправку.

Можно вводить ограничение: ниже, выше и ровно. Минус означает НИЖЕ указанной высоты. Плюс – ВЫШЕ указанной высоты.

Ограничение нельзя применить для псевдоточек, аэропортов вылета и прилета.

После добавления ограничения в полетном плане рядом с высотой точки появляется звездочка. Если звездочка оранжевая, то такое ограничение выполнить невозможно. Если все нормально, то звездочка будет малинового цвета.

Добавить комментарий