A320. MCDU. Базовые знания. Часть 1

К ОГЛАВЛЕНИЮ БУМАЖНАЯ КНИГА

MCDU – Multipurpose Control and Display Unit – Многофункциональный пульт управления и индикации.

На панели MCDU кроме экрана есть кнопки: с буквами, цифрами и аббревиатурами. Совокупность всех этих кнопок – с буквами и цифрами – мы будем называть «КЛАВИАТУРОЙ».

Клавиши с аббревиатурами (кроме SP, OVFY и CLR) будем называть «ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ КЛАВИШАМИ». Нажав на функциональную клавишу, пользователь открывает СТРАНИЦУ или РАЗДЕЛ. В одном разделе может быть несколько страниц.

Внизу экрана MCDU есть строка, где появляются буквы и цифры, которые мы набираем на клавиатуре и на которой бортовой компьютер выводит важные для пилота сообщения. В документации эта строка называется «Scratchpad». Мы же будем называть ее «КОМАНДНАЯ СТРОКА».

Набранное в командной строке может вставляться в ЯЧЕЙКИ, которые расположены в шести СТРОКАХ на экране. Возле каждой ячейки есть КЛАВИША ЯЧЕЙКИ. Клавишами ячейки мы вставляем в ячейки данные из командной строки, либо выбираем что-либо в ячейке или строке, тем самым переходим на другую страницу (как в браузере по ссылке), либо делаем выбор между конфигурациями, опциями или режимами, либо подтверждаем что-то.

Не все страницы помещаются на экране полностью. Для их прокрутки есть специальные клавиши со стрелками: ↑ и ↓. Нажимая клавишу «вниз», вы крутите страницу «вниз». (На привычном нам персональном компьютере все наоборот.) Страница с полетным планом прокручивается бесконечно, как будто вращается барабан. И нажимая клавишу со стрелкой, вы указываете – куда должен вращаться этот барабан.

О том, что вся информация на экран не поместилась сообщают стрелки в его правой нижней части: ↑↓.

Стрелка или стрелки в правом верхнем углу экрана показывают, что в данном разделе есть еще страницы.

Страницы листаем клавишей NEXT PAGE или горизонтальными стрелками: ← и → (зависит от модели MCDU).

Клавиша CLR – очистить. Если в командной строке написан текст, эта кнопка работает как Backspace на клавиатуре вашего компьютера, то есть удаляет последний символ в строке. Если сообщение сгенерировано компьютером, то одним нажатием очищает строку.

Этой же клавишей удаляют элементы из некоторых ячеек и элементы полетного плана. Нужно нажать CLR (в командной строке появится CLR), затем, нажав клавишу ячейки, указать – что нужно очистить: какую ячейку или строку.

Клавиша AIRPORT. Нажатие открывает полетный план на аэропорте назначения, второе нажатие – запасной аэропорт, третье – аэропорт отправления, четвертое – снова аэропорт назначения. В полете порт отправления в плане будет скрыт.

Клавиша OVFY. Нажатие позволяет лететь точно над выбранной точкой маршрута. Чтобы было понятно, поясню на примере. Допустим, в маршруте есть точка АВС.

У нас довольно острый угол и компьютер скругляет маршрут. И фактически мы не проходим над точкой АВС, а разворачиваемся, не долетая до нее. Но если нам необходимо пролететь над самой этой точкой, то нужно открыть полетный план, нажать клавишу OVFY, после чего в командной строке появится греческая буква «дельта» – ∆ . Далее нажать на клавишу той ячейки, где прописана точка АВС, и маршрут слегка изменится.

Как вводить числовые данные

Чтобы ввести курсовой или путевой угол, направление ветра и т.п., например 45 градусов, можно ввести «045» или «45». Если введете «45», то когда число встанет в чейку, оно все равно будет иметь вид «045».

Чтобы ввести эшелон полета, например 36 000 футов, можно ввести «36000» или «360». «FL» писать не обязательно. Если требуется ввести высоту ниже 1000 футов, то нужно добавить в начале «ноль», например для 450 футов – «0450».

Существуют ячейки с двумя позициями. Например, эшелон и стандартная температура на этом эшелоне: «FL360/–57 °». Чтобы ввести эшелон, который у нас в первой позиции ячейки, достаточно набрать «360», а чтобы вставить число только во вторую позицию, нужно в начале поставить слеш: «/–57».

Седьмая правая полоса вводится так: «07R».

Координаты

Например, 55 градусов 00 минут 43 секунды северной широты и 82 градуса 39 минут 20 секунд восточной долготы (N55°00’43ʺ E82°39’20ʺ) пишутся так: «5500.7N/08239.3Е». То есть формат такой: градусы, потом минуты, а секунды превращаются в десятые доли минут (55°00,7’ СШ и 082°39,3’ ВД). Обратите внимание, что градусы долготы всегда трехзначные. То есть, если 82, то добавляем впереди ноль: 082.

Как секунды превратить в десятые доли?

Нужно к секундам прибавить две трети от них. То есть 15 секунд будет: 15+10=25 – двадцать пять сотых минуты. 30 секунд: 30+20=50 – пятьдесят сотых минуты. И так далее.

И еще мы с сотых округляем до десятых. Вспомним школьные правила.

От 1 до 5 округляется в меньшую сторону. То есть 0,23 округляется до 0,2.

От 6 до 9 – в бóльшую сторону. То есть 0,27 округляется до 0,3.

Добавить комментарий