На этой странице мы определимся с параметрами взлета.
L1 – введем взлетное положение закрылок.
L2 – в ячейке мы видим лимит тяги, который выбрали на странице THRUST LIM: здесь TO 1.
L3 – Center of Gravity – центр тяжести самолета. На основе этих чисел компьютер рассчитает число триммирования стабилизатора – TRIM. А на индикаторе триммирования (возле РУД) изменится положение зеленой зоны. CG мы найдем в бумагах, которые получим перед вылетом.
После ввода центра тяжести компьютер моментально подсчитывает взлетные скорости и подставляет их в R1, R2 и R3 (только в симуляторе!). Нам остается только подтвердить скорости, нажав клавиши: R1, R2 и R3.
L4 – выбранная для взлета полоса и расстояние от порога полосы. Если нет GPS, компьютер, исходя из этих данных, будет понимать, сколько футов осталось для разбега.
L5 – TAKEOFF DATA REQUEST – запрос через DATALINK данных для этой страницы.
L6 – переход на страницу INDEX.
R1, R2 и R3 – ячейки для ввода взлетных скоростей.
R4 – GR WT (Gross Weight) – данные со страницы PERF INIT.
TOGW (Takeoff Gross Weight) – здесь пилот может ввести любой другой (уточненный) взлетный вес для того, чтобы через DATALINK запросить новые взлетные данные для этой страницы.
R5 – REF SPDS (Reference Speeds) – переключатель, с помощью которого можно включить-выключить среднюю колонку со скоростями REF, которые подсчитал FMC. Например, для того чтобы сравнить с теми скоростями, которые получены через DATALINK. Или ввести скорости, которые рассчитала нам компания.
R6 – PRE-FLT – означает, что предполетная подготовка не завершена, и ниже показана ссылка на страницу, где не закончена работа. В примере: POS INIT.
У нас же все в порядке, поэтому вместо POS INIT мы увидим THRUST LIM, что по логике означает окончание предполетной подготовки бортового компьютера.
Step Climb
Step climb – ступенчатый набор высоты. Оптимальная с точки зрения экономии высота полета постепенно увеличивается из-за снижения общей массы воздушного судна, которое происходит благодаря выработке топлива.
Поэтому в FMC предусмотрен расчет ступенчатого подъема самолета на более выгодный эшелон.
В разделе CRUISE компьютер по умолчанию рассчитывает и предлагает пилотам возможный подъем на более выгодную ступень согласно параметрам, заданным в ячейке R5 раздела PERF INIT.
Однако можно и самому запрограммировать такие подъемы и сделать их частью VNAV маршрута. Для этого в разделе LEGS напротив контрольной точки маршрута нужно прописать высоту ступени и добавить литеру «S»:
0.55/FL210S
Здесь 0.55 – скорость, а FL210 – заданный эшелон в точке.