777. Автоматический полет

К ОГЛАВЛЕНИЮ БУМАЖНАЯ КНИГА

Предполетная подготовка МСР

Перед получением бумаг:

  • F/D – ON
  • A/T – ARM
  • A/P DISENGAGE – в верхнее положение.
  • HDG / TRK – HDG
  • BANK LIMIT – AUTO
  • V/S • FPA – по желанию (обычно – V/S)
  • ШАГ СЕЛЕКТОРА ALTITUDE – AUTO

После получения бумаг

  • IAS/MACH – задать скорость V2
  • LNAV и VNAV – ARM (если допустимо; как правило, – да)
  • HGD – задать начальный курс (направление взлет- ной полосы)
  • ALTITUDE – задать начальную, разрешенную высоту

Автопилот (A/P) не включать!

Автоматический взлет

1. Проконтролировать статус AFDS на PFD – FTL DIR.

FMA:

2. Тумблеры А/Т – в положении ARM.

3. Нажать LNAV и VNAV. На FMA появится индикация армирования этих режимов.

Перед взлетом горизонтальная директорная стрелка (F/D) будет находиться в положении PARK, то есть показывать положительный тангаж 8°. Положение PARK – не для пилотирования!

4. Нажать TO/GA – любой из них, подключится автомат тяги и переведет РУД во взлетное положение.

На FMA:

Если на скорости более 80 узлов до отрыва нажать TO/GA во второй раз, то сбросятся армированные режимы VNAV и LNAV.

5. После отрыва – дождаться, пока F/D стабилизируются.

6. После отрыва F/D будут показывать тангаж, который позволит поддерживать скорость V2+15kts.

С этого момента следует рулить так, чтобы попасть в перекрестие F/D и удерживать самолет в таком положении.

Если после отрыва нажать TO/GA во второй раз, то сбросятся армированные режимы VNAV и LNAV, а тяга выйдет на максимальный взлетный режим.

7. На высоте 50 футов РВ станет активным режим LNAV, и вертикальный директор начнет отклоняться, показывая крен, который выведет вас на заданный маршрут.

8. На высоте 400 футов РВ подключится режим VNAV.

9. На высоте 1000 футов РВ уже можно подключить автопилот, который теперь сам поведет самолет, удерживая его в перекрестии F/D. Статус AFDS изменится на A/P.

10. На высоте ускорения (ACCEL HT – см. FMC, страницу TAKEOFF REF 2) самолет начнет разгоняться для того, чтобы можно было убирать закрылки.

11. На странице TAKEOFF REF 2 обозначена точка THR REDUCTION – точка смена режима взлетной тяги на армированную тягу набора: CLB или CLB -1 или CLB-2. Соответственно, в этой точке будет уменьшена тяга и самолет начнет набор.

Запрещается включать автопилот ниже 1 000 футов по РВ!

Автоматическое запланированное снижение

Точку начала снижения – T/D (Top of Descent) вычисляет бортовой компьютер FMC. Для снижения предусмотрены два основных режима скорости VNAV DES: ECON и скорость, заданная вручную. (О режимах скоростей – в главе FMC, в разделе VNAV DESCENT.)

ECON – экономичный режим скорости – режим по умолчанию, который высчитывается компьютером на основании индекса стоимости (COST INDEX).

И тот, и другой режимы будут поддерживать скорость VNAV DES до тех пор, пока не будет достигнута точка маршрута, где существует ограничение по скорости, которое ниже скорости VNAV DES.

Не позднее, чем за две минуты до прибытия в точку T/D, на МСР нужно задать высоту ниже текущей. На селектор ALT SEL давить не надо. В плане прописано снижение, но нужно снять ограничение по высоте, каковым является содержание окошечка ALT на МСР. Мы помним, что высота на МСР является приоритетом для системы.

Ниже текущей может быть высота:

  • разрешенная диспетчером;
  • одна из точек схемы STAR (возможны варианты).

В точке T/D произойдет интересная вещь: автомат тяги начнет плавно сбрасывать РУД на малый газ.

И когда ваши двигатели станут крутиться на «холостом ходу», автомат тяги перейдет в режим HOLD.

То есть РУД будут отсоединены от сервоприводов, чтобы можно было в любой момент добавить газ.

Настоятельно рекомендую для снижения использовать режим VNAV с интервенцией – расходуется меньше топлива. См.ниже.

Раннее снижение

Можно через МСР организовать раннее снижение в крейсерском режиме, когда до T/D осталось более 50 миль.

1. Задать на МСР новую высоту.

2. Нажать селектор ALT SEL.

Самолет начнет снижение со скоростью, указанной на странице VNAV CRZ, а эшелон полета на этой же странице сменится на тот, что был задан в окошке ALT на МСР.

FMC пересчитает вертикальный профиль и выставит новую точку T/D.

Лимит тяги останется прежним – CRZ.

Можно начать снижение в крейсерском режиме, когда до T/D осталось менее 50 миль:

1. Задать на МСР новую высоту.

2. В FMC на странице VNAV CRZ задать эшелон полета – новую высоту.

3. В FMC нажать кнопку EXEC.

Режим останется прежним – CRZ.

Можно начать немедленное снижение и переход в режим DES, если до T/D осталось меньше 50 миль:

1. Задать на МСР новую высоту.

2. Нажать селектор ALT SEL.

Самолет из CRZ перейдет в режим DES и начнет снижаться, поддерживая воздушную скорость, указанную на странице VNAV DES. Самолет будет снижаться до тех пор, пока не достигнет своего, ранее просчитанного вертикального профиля. После чего начнет снижение согласно профилю.

Немедленное снижение можно организовать в любой момент через FMC, отдав команду DES NOW или DES DIR из раздела VNAV. Однако в этом режиме у FMC могут возникнуть проблемы с подсчетом остатков топлива и расчетного времени прибытия.

Позднее снижение

Если возникла необходимость начать снижение после точки T/D, то не нужно вносить изменения в окошко ALTITUDE на МСР. Самолет будет поддерживать текущую высоту. Когда понадобится начать снижение, то нужно указать на МСР новую высоту и нажать ALT SEL.

Возможно, потребуется применить воздушный тормоз, чтобы попасть в рассчитанный ранее вертикальный профиль.

Автоматическая посадка

Для полной автоматизации захода и посадки используется режим АРР (Approach).

Сигнал курсового маяка ловится только тогда, когда текущий путь самолета находится в секторе 120° от направления на маяк.

1. На высоте 1500 футов РВ система автоматического пилотирования начинает самотестирование. Если все прошло успешно, то режимы ROLLOUT и FLARE будут армированы, а статус автопилота поменяется на LAND 3 – все это означает, что три автопилота работают и готовы выполнить автоматическую посадку.

2. Если есть боковой ветер, на высоте от 500 до 200 футов РВ будет происходить выравнивание по полосе.

3. На высоте от 60 до 40 футов РВ включится режим FLARE, и самолет начнет выравниваться по тангажу так, чтобы совершить безопасное и максимально мягкое касание.

4. На высоте 25 футов РВ автомат тяги начнет сбрасывать тягу в режим малого газа.

5. На высоте 2 фута включится режим ROLLOUT, который, используя руль поворота и переднее шасси, будет максимально точно выравнивать самолет по полосе.

6. Пилоту необходимо вручную поднять реверс. Поднятие рычагов реверса отключит автомат тяги.

7. Перед тем как съехать с полосы, нужно вручную отключить автопилот кнопкой А/Р DISC на штурвале. Нажав второй раз, отключить сигнализацию.

Отключить режим АРР можно:

  • в любой момент, включив режим TO/GA либо вырубив автопилот или FD;
  • на высоте не менее 1500 футов РВ, второй раз нажав АРР или выбрав режим LOC, LNAV или VNAV.

Уход на второй круг

Режим ухода на второй круг (Go Around) переводится в режим готовности, когда автопилот захватил глиссаду или же были выпущены предкрылки. Невозможно использовать TO/GA для ухода на второй круг, если самолет находится на высоте менее 2 футов по РВ.

После того как захвачена глиссада, на МСР можно вводить высоту ухода на второй круг.

Для ухода на второй круг нажимают TO/GA.

После нажатия TO/GA:

  • включаются FD, если они были отключены;
  • на FMA:

(причем режим тяги THR будет таким, чтобы поддерживать вертикальную скорость 2000 футов в минуту);

  • креном будет поддерживаться текущий путь судна;
  • тангаж будет определяться скоростью в момент включения TO/GA или скоростью на МСР (IAS/MACH) – какая выше.

Если нажать TO/GA во второй раз, то двигатели перейдут на полную тягу, режим поменяется на THR REF.

Выше 400 футов по РВ уже можно менять и выбирать режим крена: LNAV или HDG.

О терминологии

HEADING – КУРС. Направление, куда указывает нос самолета во время полета, измеренное в градусах от севера (магнитного или географического).

COURSE – ЗАДАННЫЙ ПУТЬ. Предполагаемое направление полета в горизонтальной плоскости, измеренное в градусах от севера.

TRACK – ФАКТИЧЕСКИЙ ПУТЬ. Фактический путь полета (угол, отсчитанный в градусах от севера).

Очень важное различие между понятиями COURSE и TRACK: COURSE имеет конечную точку; TRACK ведет в бесконечность.

Интервенция

Несмотря на то, что процесс вертикальной навигации контролируется компьютером согласно плану полета (VNAV), пилот всегда может изменить скорость и высоту, не выходя из режима VNAV. Такой процесс называется INTERVENTION – интервенция, вторжение.

Чтобы изменить скорость, не выходя из режима VNAV, нужно нажать на селектор IAS/MACH. В окошке IAS/MACH будет показана текущая скорость, которую можно изменить, вращая задатчик.

Если нажать на селектор второй раз, то контроль над скоростью будет возвращен компьютеру.

Аналогичная ситуация с эшелоном полета. Например, при наборе, не меняя в FMC основной эшелон полета и не выходя из режима VNAV, можно задавать промежуточные эшелоны.

Добавить комментарий