A320. Система управления самолетом. Часть III

К ОГЛАВЛЕНИЮ БУМАЖНАЯ КНИГА

Рули направления

С педалями все ясно, полагаю. Нажимая педали, управляют рулем направления и, соответственно, рысканием самолета.

В штатном режиме нет необходимости использовать педали. Достаточно наклонить сайдстик, а рулем направления займется автоматика.

Руль направления можно триммировать.

Регулятором настраивают: NOSE L – нос влево или NOSE R – нос вправо.

Окошко с индикатором показывает отклонение руля от среднего положения в градусах и плюс направление: L или R.

Кнопка RESET возвращает руль направления в нейтральное положение. Но не мгновенно, а 1.5 градуса в секунду. С включенным автопилотом кнопка не работает.

Спойлеры

Спойлеры помогают элеронам в управлении креном самолета и служат для аэродинамического торможения на земле и в воздухе.

Нормальное положение – RET – спойлеры убраны полностью.

Для того чтобы притормозить в воздухе, нужно нажать рычаг вниз, перевести его и отпустить.

Если включен автопилот, спойлеры не поднимутся более чем на 1/2. На 318 и 319 рычаг можно перевести в положение FULL. Но в этих типах положение FULL примерно равно 1/2 от спойлеров 320 и 321.

Спойлеры автоматически сложатся, если закрылки выпущены полностью (для 318/319/320) или на «3» (для 321). Либо если будет активен режим защиты по углу атаки.

Спойлеры армируют для торможения при посадке. Чтобы после касания они все поднялись в максимальное положение, нужно рычаг в положении RET вытянуть вверх до появления белой полоски у основания. На ECAM появится информация GND SPLR ARMED. Спойлеры поднимутся автоматически, если все шасси будут на земле и РУД переведены в положение IDLE (если спойлеры армированы) или – в положение REVERSE (если спойлеры не армированы).

Спойлеры таким же образом армируются перед взлетом на случай прерванного взлета. Они поднимутся полностью, если на скорости выше 72 узлов РУД будет переведен в положение IDLE (при армированных спойлерах) или в положение REVERSE (если спойлеры не армированы).

Закрылки

Управляются закрылки рычагом со своей панельки. Пять положений рычага – это пять положений закрылок и предкрылок – все они используются в определенных фазах полета.

На верхнем мониторе ECAM есть индикация закрылок.

(1) S – Slats – предкрылки.

(2) F – Flaps – закрылки.

(3) Белые точки показывают три положения предкрылок.

(4) Белые точки с этой стороны показывают четыре положения закрылок.

(5) Цифра 2 показывает выбранное рычагом положение закрылок.

(6) Отдельная стрелка показывает выбранное рычагом положение закрылок.

(7) Стрелка показывает текущее положение предкрылок.

(8) Стрелка показывает текущее положение закрылок.

Конфигурация «1+F»

Рычаг закрылок в положении «1» может подразумевать две конфигурации: «1» и «1+F».

Перед взлетом после перевода рычага в положение «1» отклоняются и закрылки, и предкрылки. Это положение называется «1+F».

Если пилот после взлета при достижении скорости S все еще не перевел рычаг в положение «1» (позор какой!), то закрылки автоматически спрячутся на скорости 210 узлов. А предкрылки при этом останутся выпущенными. Это – положение «1».

Если рычаг не трогать, то при падении скорости до 100 узлов закрылки снова выпустятся.

При заходе на посадку, когда вы ставите рычаг в положение «1», а скорость выше 210 узлов, закрылки остаются неподвижны, выпускаются только предкрылки. Если по какой-то причине скорость самолета упадет ниже 100 узлов, закрылки выйдут автоматически. Если перевести рычаг в положение «1» на скорости ниже 210 узлов, то выйдут и закрылки, и предкрылки.

Конфигурация «1» – только предкрылки. Конфигурация «1+F» – предкрылки плюс закрылки.

Монитор ECAM

(1) Положение спойлеров.

(2) Положение элеронов. Риска в центре показывает нейтральное положение.

(3) Гидравлические системы (Blue, Green или Yellow), которые управляют поверхностями.

(4) Положение триммированного горизонтального стабилизатора.

(5) Положение рулей высоты.

(6) Состояние компьютеров ELAC и SEC.

(7) Положение руля направления.

Добавить комментарий