Курсовой угол и курс

Недавно в руки попались мои собственные конспекты по морскому судовождению. (Был такой период в жизни. Вообще, первые 50 лет жизни моей были разнообразными и насыщенными.)

И там, к ужасу своему (почему «к ужасу» – объясню позже), обнаружил значение понятия «Курсовой угол». Так вот:

«Курсовой угол – угол между ДП (диаметральной плоскостью) судна и направлением на объект. Курсовые углы отсчитываются от носовой части диаметральной плоскости судна по правому и левому бортам от 0 до 180°.»

(Кстати, терминология в навигации едина и в морском, и воздушном судовождении.)

Вот – я нарисовал картинку:

Красные стрелки – курсовые углы.

Синяя стрелка – курс судна.

«Угол между нордовой частью плоскости … меридиана и носовой частью диаметральной плоскости судна (ДП) называется … курсом

Я объясняю проще: «курс – куда смотрит нос судна».

Но на морское судно оказывает влияние течение, и получается снос. На воздушное судно воздействует ветер и получается дрейф. Вроде, судно выдерживает правильный курс, но в действительности идет не туда.

«Линия действительного перемещения судна называется линией пути судна

Я объясняю проще: «путь – куда на самом деле движется судно».

Теперь, почему «ужас».

Я писал «Путевой угол», когда имел ввиду путь судна. И, увлекшись, стал писать «Курсовой угол», когда имел ввиду курс судна. А это неверно!

Такое ошибочное толкование встречается в двух книгах: «777. Системы и практика» и «А320 и вся его семья». Встречается, впрочем, мельком и на сюжет не влияет.

Тем не менее, приношу свои извинения читателю.

Добавить комментарий