A320. Система управления самолетом. Часть II

К ОГЛАВЛЕНИЮ БУМАЖНАЯ КНИГА

Органы управления

Каждый пилот имеет свой сайдстик, с помощью которого он управляет самолетом по крену и тангажу.

Две пары педалей, механически соединенных между собой – с их помощью пилоты контролируют руль направления. На пьедестале есть панель триммирования руля направления.

Пилоты располагают колесом триммирования стабилизатора – механическим приводом для настройки горизонтального стабилизатора.

По шкале этим колесом выставляется актуальный центр тяжести судна (CG). Зеленая полоска означает взлетное положение для стабилизатора. Если крутить это колесо в полете, то отключится автопилот.

Триммирование – изменение, регулировка нейтрального положения какой-либо поверхности.

Пилоты управляют выпуском спойлеров и закрылок. Предкрылки выпускаются вместе с закрылками автоматически.

Сайдстик

Принцип управления самолета сайдстиком понятен любому, кто хоть раз в жизни сжимал своей рукой джойстик.

Если после манипуляций отпустить сайдстик, то он вернется в нейтральное положение.

Если при включенном автопилоте сильно отклонить сайдстик, то автопилот отключится.

В отличие от джойстика тут только две кнопки.

Кнопка в виде спускового крючка – RADIO – включает микрофон для голосовой передачи. Это относится к главе «Средства связи».

Если же нажать вторую кнопку – TAKE OVER, то автопилот отключится. Но это не главная функция кнопки TAKE OVER. Она требует особого нашего внимания.

TAKE OVER и приоритет

Поскольку сайдстика два, конструкторы придумали определенную логику управления самолетом.

Если одновременно отклонить сайдстики от себя (или на себя), то будет воспринята информация от того, который отклонился на больший угол.

Если один сайдстик потянуть на себя, а другой – от себя, то ничего не произойдет. Минус и плюс дадут ноль.

А кнопка TAKE OVER позволяет отключать соседний сайдстик. Отключив второй сайдстик, первый приобретает так называемый «приоритет» (Priority) в управлении самолетом.

Перед пилотами есть по световому табло SIDE STICK PRIORITY. Если командир нажал кнопку TAKE OVER, то перед ним загорится зеленое табло «CAPT», напоминающее, что управление у него. А на табло у второго пилота загорится красная стрелка, указывающая влево – на командира – на того, кто управляет. Если же второй пилот нажмет TAKE OVER, то перед ним на табло загорится зеленое F/O, а у командира – красная стрелка.

Управление от сайдстика к сайдстику передается тому, кто нажал TAKE OVER последним.

Если кнопку TAKE OVER держать нажатой более 40 секунд, то управление от соседнего сайдстика отключится совсем. Но лишь до тех пор, пока пораженный в правах пилот не нажмет на кнопку TAKE OVER и не выдержит ее свои 40 секунд – тогда способность к управлению восстановится.

2 thoughts on “A320. Система управления самолетом. Часть II”

Добавить комментарий