777. Система автоматического пилотирования. FMA

К ОГЛАВЛЕНИЮ БУМАЖНАЯ КНИГА

Flight Mode Annunciator (FMA) – сигнализатор режимов полета. Расположен в верхней части PFD – основного дисплея.

Три ячейки и символы под ними.

(1) Первая ячейка – текущий режим автомата тяги (в примере – HOLD).

(2) Вторая ячейка – текущий режим крена.

(3) Третья ячейка – текущий режим тангажа.

(6) Под ячейками в центре – статус AFDS.

(4) и (5) Ждущие (армированные, armed) режимы.

Активные режимы – зеленый цвет. После активации нового режима тот будет подсвечен зеленой рамкой в течение 10 секунд.

Ждущие режимы – белый цвет.

Статусы AFDS на FMA

А/Р – подключен автопилот.

FLT DIR – FD включен, автопилот – нет.

LAND 3 – три автопилота подключены, чтобы совершить автопосадку.

LAND 2 – отсутствуют резервные возможности системы автопосадки, либо один из автопилотов вышел из строя. Автопосадка также возможна, как и в предыдущей, нормальной ситуации.

NO AUTOLAND – автоматическая посадка невозможна.

Режимы автомата тяги

THR – автомат прикладывает тягу, чтобы выдерживать вертикальную скорость при изменении высоты.

THR REF – автомат поддерживает текущий лимит тяги.

IDLE – автомат сбросил РУД в положение малого газа.

HOLD – автомат освободил сервоприводы, и РУД стали доступными для ручного управления.

SPD – автомат поддерживает скорость, отмеченную багом на ленте скорости PFD. Баг этот задается либо вручную на МСР в окошке IAS/MACH, либо компьютером со страниц CLIMB, CRUISE, или DESCENT.

Режимы крена

TO/GA – Take Off / Go Around.

Появляется еще на земле, как только включили первый FD. Ведет самолет по направлению оси полосы. После отрыва от земли на высоте 50 футов смениться на LNAV, если этот режим был армирован, либо на любой другой, который выберет пилот.

В воздухе появляется после нажатия кнопки TO/GA. Ведет самолет по тому же курсу, что и до TO/GA.

Ниже, в описании режимов крена и тангажа, я буду писать: «AFDS ведет» или «AFDS поддерживает». Это значит, что директорные стрелки (F/D) будут показывать пилоту некое направление, а если автопилот подключен, то тот поведет самолет в соответствии с этим направлением.

LNAV – Lateral Navigation. AFDS ведет самолет по маршруту, который задан в компьютере.

Из армированного состояния подключится, если самолет будет находиться на высоте более 50 футов по РВ и на расстоянии не далее 2.5 миль от ближайшего отрезка маршрута.

LNAV вместе с VNAV обычно армируются перед вылетом.

HDG SEL – Heading Select. AFDS разворачивает самолет на курс или уже находится на курсе, заданном в окошечке HDG/TRK.

HDG HOLD – Heading Hold. AFDS поддерживает текущий курс. Кнопка HOLD нажата.

TRK SEL – Track Select. AFDS разворачивает самолет на путевой угол, заданный в окошечке HDG/TRK, либо уже находится на нем.

TRK HOLD – Track Hold. AFDS поддерживает текущий путевой угол. Кнопка HOLD нажата.

ATT – Attitude. AFDS поддерживает текущее положение самолета в пространстве.

Появляется, когда в полете впервые включается автопилот или F/D, либо после отключения режима АРР на высоте более 1500 футов РВ.

LOC – Localizer. AFDS ведет самолет по курсовому маяку.

Подключится из армированного состояния, когда сигнал курсового маяка будет приниматься навигационным оборудованием самолета, и его путь будет отличаться от путевого угла захода на посадку не более, чем на 120 градусов.

ROLLOUT. Армируется автоматически на высоте 1500 футов по РА. Из армированного состояния подключится на высоте 2 фута над землей. AFDS, используя руль поворота и носовое шасси, после касания выдерживает самолет по ВПП в точном направлении на курсовой радиомаяк.

Режимы тангажа

TO/GA – Take Off / Go Around. AFDS показывает (или ведет сам, при включенном автопилоте) как нужно выдерживать тангаж, чтобы выполнить маневр взлета или ухода на второй круг.

VNAV SPD – AFDS тангажом поддерживает скорость, заданную на МСР или указанную в FMC на страницах CLIMB или DESCENT. Функция VNAV на МСР при этом выбрана.

VNAV PTH – AFDS поддерживает вертикальный профиль.

VNAV ALT – AFDS поддерживает текущую высоту.

Такой режим может говорить о том, что, возможно, возник конфликт между вертикальным профилем и высотой, указанной на МСР. Если требуется набор или снижение, нужно на МСР задать новую высоту и нажать селектор ALTITUDE.

V/S – нажата кнопка VS/FPA на МСР, и AFDS поддерживает вертикальную скорость, заданную в окошечке VS/FPA.

FPA – нажата кнопка VS/FPA на МСР, и AFDS поддерживает угол наклона траектории, заданный в окошечке VS/FPA.

FLCH SPD – нажата кнопка FLCH, и AFDS тангажом поддерживает скорость, заданную в окошке IAS/MACH на МСР.

ALT – нажата кнопка ALTITUDE HOLD на МСР, и AFDS поддерживает текущую высоту. Или же через режимы V/S, FPA или FLCH была достигнута высота, заданная в окошке ALTITUDE.

G/S – AFDS ведет самолет по глиссаде.

FLARE – AFDS выравнивает самолет перед касанием полосы во время автоматической посадки. Сам армируется на высоте 1500 футов РВ.

Если в конце индикации стоит PTH, например VNAV PTH, это означает, что тангажом поддерживается профиль маршрута. Если SPD, как например FLCH SPD, значит тангажом поддерживается скорость.

Взаимодействие с FMC

Почти всегда система автоматического пилотирования взаимодействует с FMC – бортовым компьютером, который рассчитывает оптимальную траекторию полета и скорость. Выбрав режимы VNAV и LNAV, мы напрямую подключаем FMC к системе, которая поведет самолет по наиболее экономичной траектории и с наиболее экономичной скоростью, начиная с момента начала набора высоты и заканчивая входом в точку начала захода на посадку.

В разделе VNAV есть три раздела: CLB, CRZ и DES. Они не влияют на лимиты тяги. Они определяют скорость воздушного судна, которая высчитывается компьютером или задается пилотами. Условия включения режима CLB описаны на странице TAKEOFF REF. В режим CRZ компьютер переключится по достижении точки T/C (Top Of Climb). В режим DES – в точке T/D (Top Of Descent).

Добавить комментарий