A320. Система управления самолетом. Часть I

К ОГЛАВЛЕНИЮ БУМАЖНАЯ КНИГА

Управляющие поверхности

(1) – предкрылки (Slats), по пять штук на крыле.

(2) – элерон (Aileron).

(3) (4) (5) (6) (7) – спойлеры (Spoilers) – поверхности, которые поднимаются вверх. Из них:  элерон (2) вместе с (3) (4) (5) (6) управляет самолетом по крену (Roll);

(4) (5) (6) – воздушный тормоз (Speed Brake);

(3) (4) (5) (6) (7) – воздушный тормоз для гашения скорости на земле – Ground Spoilers;

элерон (2) и спойлеры (3) (4) выполняют функцию снижения нагрузки на крыло (только А320).

(8) – закрылки (Flaps), по две штуки на крыло.

(9) – вертикальный стабилизатор (Vertical Stabilizer).

(10) – руль поворота (Rudder).

(11) – горизонтальный стабилизатор (Horizontal Stabilizer).

(12) – руль высоты (Elevator).


Функция снижения нагрузки на крыло

У самолета А320 есть функция активной защиты крыла от нагрузок в случае турбулентности. Элерон смягчает удар подъемной силы, отклоняясь вверх, и опускается вниз, если подъемная сила резко падает. То есть указанные поверхности компенсируют колебания в воздушной среде.


Пилот не оказывает прямого давления на поверхности крыла. Все управляется через систему Fly-by-Wire – то есть «по проводам». Пилот, перемещая сайдстик, посылает сигнал в компьютер. Компьютер: «Ага! Ты наклонил сайдстик от себя, значит, хочешь спуститься на высоту пониже. Хорошая мысль, но я не позволю тебе с текущей скоростью и массой дать тангаж больше 10 градусов, иначе будут проблемы». Примерно так это работает. Компьютер делает все вычисления и интерпретирует команду пилота с расчетом на безопасность.

Компьютер не один – их семь:

Компьютер ELAC (Elevator Aileron Computer) – для управления рулями высоты, стабилизатором и элеронами. Две штуки.

Компьютер SEC (Spoilers Elevator Computer) – для управления спойлерами, резервного управления рулями высоты и стабилизатором. Три штуки.

Компьютер FAC (Flight Augmentation Computer) – для электрического управления рулем направления. Две штуки.

Панели включения и выключения компьютеров находятся на потолочном пульте. Одна панель в левой части, другая – в правой.

Нормальное положение – ВКЛ, ни одно табло не горит.

Добавить комментарий