Система автоматического пилотирования состоит из:
- пилотажного командного прибора – Flight Director (F/D);
- трех автопилотов – Autopilot (A/P);
- двух автоматов тяги – Autothrottle (A/T).
Компоненты системы можно использовать по отдельности или совместно. F/D и A/T применяются во всех фазах полета, а A/P – везде, кроме взлета.
Автопилоты и пилотажный прибор объединены в AFDS (Autopilot Flight Director System) – Системы автоматического управления и командных пилотажных приборов. Их три штуки – по числу автопилотов.
Движение судна по горизонтали (латеральная навигация) контролируется только креном, а по вертикали – тягой и тангажом.
Степень автоматизации полета всегда определяется пилотом.
Пилотажный командный прибор
В отечественной литературе встречается еще одно название: «Система директорного (траекторного) управления». Flight Director – прибор, который перекрестием на авиагоризонте и/или основном дисплее показывает, куда нужно направить самолет, чтобы соблюсти заданную траекторию полета. Сам управлять прибор ничем не может – только показывать.
Автопилот
Этот уже может воздействовать на органы управления и лететь туда, куда показывает пилотажный командный прибор. А/Р управляет самолетом по крену, тангажу и рысканию (только при заходе и посадке). У нас на борту три автопилота.
Автомат тяги
Этот автомат может оказывать непосредственное воздействие на сервоприводы управления двигателями. Благодаря автомату тяги, пилоту не нужно отвлекаться на РУД – рычаги управления двигателями, чтобы контролировать тягу.
Мode Сontrol Рanel
Пилот общается с системой автопилотирования через панель МСР (Mode Control Panel) – Панель управления режимами, если дословно.
Фактически – это главная панель управления системы автоматического пилотирования.
(1) А/Р – кнопка подключения автопилота (всех трех) к системе. После включения штурвал передается автопилоту. Можно нажимать на любую из двух кнопок.
Правило: Автопилот подключится только в том случае, если включен хотя бы один F/D!
Исключения из правила: Автопилот без F/D будет работать, если режим крена – ATT, HDG HLD или TRK HLD, а режим тангажа – V/S или FPA (обо всех этих режимах – чуть позже).
(2) F/D ON – тумблер включения пилотажного командного прибора – Flight Director. Левый тумблер выводит директора на левом – командирском PFD, правый – на правом.
(3) A/T ARM – тумблеры приведения автомата тяги в состояние готовности – армирования. Два тумблера – на каждый сервопривод.
Из положения ARM автомат тяги активируется выбором режимов: FLCH, VNAV или TO/GA.
Положение OFF – автомат тяги отключен от управления и выведен из состояния готовности.
Можно отключить автомат тяги с другого места – с РУД. В торце костяшек есть кнопки отключения автомата тяги.
Отключить, но не снять с состояния готовности!
Нажатие на эти кнопочки отключает автомат, но не выводит его из состояния готовности. A/T остается армированным и активируется, как было сказано выше, выбором режима FLCH, VNAV или TO/GA.
(4) CLB CON. Если у нас два двигателя в полном порядке, то нажатие на эту кнопку поменяет текущий режим тяги на заданный в FMC режим CLIMB. А если мы летим на одном двигателе, то нажатие переведет его в режим CON – максимальный длительный.
Функция доступна только на высоте более 400 футов.
Функция не меняет тангаж – только тягу.
(5) A/T – принудительное подключение автомата тяги. Подключается режим тяги, приемлемый для текущего режима тангажа. Если режим тангажа не выбран, то режим тяги будет SPD. Автомат должен быть в положении ARM, а высота судна не менее 400 футов.
Читайте внимательно! Автомат тяги из положения ARM подключается к управлению, как только при взлете мы нажали TO/GA, или после взлета – FLCH или VNAV, и не отключится до тех пор, пока мы сами его не отключим. Эта кнопка нужна для тех случаев, если по какой-то причине ранее автомат был отключен.
Кнопкой А/Т автомат тяги не отключить!
(6) IAS/MACH. Здесь контролируют приборную скорость.
Вращением ручки селектора задается скорость. В режиме VNAV нажатием на ручку селектора включают индикацию в окошечке скорости и получают возможность задать скорость вручную, не отключая режима VNAV.
Цифры в окошечке IAS/MACH означают либо морские узлы (1852 метра в час), если выбран IAS (Indicated Airspeed –приборная воздушная скорость), либо отношение скорости судна к скорости звука в воздушной среде данной плотности (число Маха), если выбран MACH.
Небольшой кнопочкой в верхней части переключают систему исчисления скорости, а выбор отображается в окошечке индикацией: IAS или MACH. При наборе, когда скорость достигнет отметки 0.84 MACH, автоматически переключится на MACH. При снижении, когда скорость достигнет отметки 310 узлов, автоматически переключится на IAS.
Если скорость определяется компьютером FMC, то окошечко будет пустым, без индикации.
(7) LNAV – Lateral Navigation – кнопка активации полета по маршруту, прописанному в FMC.
Для активации необходимо:
- иметь в FMC активный план полета;
- быть выше 50 футов по РВ;
- находиться на расстоянии не более 2.5 миль от ближайшего отрезка маршрута.
(8) VNAV – Vertical Navigation – включение функции, при которой система:
- ведет самолет согласно вертикальному маршруту;
- определяет тягу двигателей, исходя из принципа экономии топлива и ресурса двигателей, а также различного рода ограничений – эксплуатационных, физических и навигационных.
Для активации необходимо:
- иметь заполненную страницу PERF INIT в FMC;
- иметь в активном маршруте точку E/D (End of Descent);
- быть выше 400 футов по РВ.
(9) FLCH – Flight Level Change – нажатие означает смену текущей высоты полета на заданную в окошке ALTITUDE – (13), со скоростью, указанной в окошке IAS/MACH (6).
При векторении в процессе снижения очень удобная функция!
FLCH меняет текущий лимит тяги на CLIMB.
(10) A/P DISENGAGE – клавиша отключения автопилота.
(11) Здесь контролируют курс и путь полета.
Цифры в окошечке HDG/TRK означают либо курс полета (Heading – HDG), либо путь (Track – TRK).
Напомню, что КУРС – куда смотрит нос судна, а ПУТЬ – куда оно действительно движется.
Небольшой кнопочкой в верхней части переключают систему отсчета, а выбор отображается в окошечке индикацией: HDG или TRK.
При включенном автопилоте вращением ручки селектора меняют курс/путь. Если текущий режим LNAV, HDG HOLD, LOC или АРР (выше 1500 футов по РА), то для полета по заданному курсу/пути нужно нажать ручку селектора SEL, после чего система даст команду изменить курс на заданный.
На одной оси с селектором курса/пути есть задатчик BANK LIMIT – ограничитель угла крена. 5-10-15-20-25 – означают конкретный максимальный угол. AUTO – максимальный угол в диапазоне от 15° до 25°, который высчитывается в зависимости от скорости. В режиме LNAV не работает.
Кнопкой HOLD прерывают поворот судна и дают команду автопилоту поддерживать текущий курс/путь.
(12) Здесь контролируют вертикальную скорость и угол наклона траектории полета.
Цифры в окошечке V/S или FPA означают либо вертикальную скорость в футах в минуту (V/S – Vertical Speed), либо угол наклона траектории полета в градусах (FPA – Flight Path Angle). Вверх – значок «плюс». Вниз – «минус».
Небольшой кнопочкой в верхней части переключают систему отсчета, а выбор отображается в окошечке индикацией: V/S или FPA.
Задатчик с напоминанием – в какую сторону крутить, чтобы получить эффект: DOWN (снижение) или UP (подъем).
Кнопкой VS/FPA делают активным режим тангажа V/S или FPA и включают окошечко задатчика, на котором появятся цифры, обозначающие текущую вертикальную скорость или угол траектории.
Кстати, FPA можно использовать при посадке, когда нет ILS – вручную задать угол глиссады в точке начала захода на посадку. Обычно он составляет 3 градуса, значит, задаем FPA: «минус 3».
(13) ALTITUDE. Здесь контролируют высоту полета.
Цифры в окошечке показывают высоту в футах, которую задают, вращая селектор. Шаг – 100 футов.
Вокруг селектора высоты есть еще один селектор – выбор шага. AUTO – шаг селектора 100 футов. В режиме «1000» шаг будет 1000 футов. Удобная вещь.
Чем больше проворачивать селектор высоты, тем быстрее в окошечке бегут цифры.
Селектор можно не только вращать как задатчик, но и нажимать как кнопку.
Каждое нажатие удаляет следующее ограничение по высоте между текущей высотой и заданной на МСР. Имеется ввиду ограничение, которое есть в полетном плане FMC.
Если нужно изменить эшелон полета, не выходя из режима VNAV: 1) селектором в окошке задается новый эшелон; 2) нажимается селектор. Это действие, ко всему прочему, приводит к изменению эшелона полета на странице VNAV CRZ.
Кнопкой HOLD прерывают снижение или набор, после чего автопилот поддерживает высоту, на которой была нажата кнопка HOLD.
Высота, заданная в окошке ALTITUDE, имеет приоритет над всеми высотами, прописанными в FMC.
(14) LOC – Localizer. Этой кнопкой армируется/подключается режим полета на курсовой маяк. Режим крена.
(15) APP – Approach. Этой кнопкой армируется/подключается режим захода на посадку по ILS. Полет на курсовой маяк – режим крена, полет по глиссаде – режим тангажа.
Пилот общается с Системой через МСР, а Система общается с пилотом через FMA.