777. Навигационное оборудование. ADIRS. GPS

К ОГЛАВЛЕНИЮ БУМАЖНАЯ КНИГА

К навигационному оборудованию судна относятся:

AIMS (Airplane Information Management System) – система управления информацией. О ней можно прочесть в главе, посвященной FMC.

ADIRS (Air Data Inertial Reference System) – совмещенная система воздушных сигналов и инерциальная система.

GPS (Global Positioning System) – приемники системы глобального позиционирования.

Навигационные радиоприемники.

Транспондер или ответчик.

Резервный компас. О нем речь идет в главе «Приборное оборудование».

Радиовысотомер или радиоальтиметр.

1. ADIRS

Air Data Inertial Reference System – совмещенная система воздушных сигналов и инерциальная система.

Система выдает следующую информацию:

  • координаты,
  • скорость,
  • положение в пространстве,
  • высота воздушного судна.

Эту информацию используют:

  • дисплеи ND и PFD,
  • резервное приборное оборудование,
  • FMC,
  • система управления самолетом,
  • EEC,
  • прочие системы, которым необходимы инерционные и воздушные данные.

Система состоит из следующих компонентов: ADM, ADIRU и SAARU.

1.1. ADM

Air Data Modules. Это восемь модулей, которые собирают информацию от трех приемников Пито и шести датчиков статического давления. Кроме того, система получает информацию от двух сенсоров угла атаки и одного датчика полной температуры потока (ТАТ).

1.2. ADIRU

Air Data Inertial Reference Unit. Состоит из электронных сенсоров и немеханических лазерных гироскопов, которые отслеживают движение самолета по трем осям.

1.2.1. Согласование ADIRU

В ходе предполетной подготовки самолета в ADIRU вводятся текущие координаты. Далее ADIRU использует гравитацию Земли для задания начального положения самолета относительно поверхности и вращение планеты – для определения географического севера и широты места.

Система гироскопов отслеживает движение самолета по всем трем осям от парковки в порту отправления до парковки в порту прибытия. И, кроме того, в ходе полета ADIRU получает информацию от ADM.

Как только на стоянке у нас появилось электропитание, нужно найти на потолочной панели выключатель кнопочного типа с надписью ADIRU и нажать его.

Потом надо ввести текущие координаты места в CDU, на страницу POS INIT. Обычно берут координаты, полученные с помощью GPS. После чего ADIRU сравнивает полученные координаты с последней известной позицией и с широтой, которую определил сам ADIRU.

Во время согласования самолет в течение 6–15 минут (в зависимости от широты места) должен стоять как вкопанный. На это время нужно отказаться от буксировки и руления.

Не согласовывайте ADIRU на широте выше 78 градусов, 14.75 минут. Это касается и южного и северного полушария.

1.2.2. Пересогласование ADIRU

Бывает так, что самолет, не обесточивая, передают другому экипажу. ADIRU при этом продолжает работать. Он, конечно, прибор точный, но за время продолжительных перелетов накапливаются ошибки. В этой связи рекомендуется полное пересогласование, если с момента предыдущего согласования прошло более 24 часов.

Для пересогласования нужно выключатель ADIRU перевести в положение OFF, подождать 30 секунд и включить снова. Начнется новый цикл согласования.

Кстати, в полете ADIRU не даст себя выключить – сработает «защита от дурака».

Перед уходом домой

Если отключить всю электроэнергию, но оставить ADIRU включенным, мы заметим, что возле выключателя горит табло ON BAT. Это значит, что ADIRU продолжает работать, сажая аккумуляторы.

Когда в родном порту мы оставляем на парковке обесточенный пустой и холодный самолет, необходимо отключить ADIRU. В противном случае после отсоединения аккумулятора от сети (BATTERY – OFF) включится сирена в нише носового шасси, которая раззвонит всему аэродрому о нашем головотяпстве.

1.3. SAARU

Secondary Attitude Air Data Reference Unit. Аварийный заместитель для ADIRU и постоянный источник информации для резервного авиагоризонта. Для основных полетных приборов SAARU – второй источник инерционных и воздушных данных.

Если вышел из строя ADIRU, мы лишаемся:

В автопилоте: LNAV, VNAV, TO/GA, LOC, GS, FPA, TRK HOLD / SEL, HDG HOLD / SEL.

В FMC: всех страниц VNAV.

В приборах: скорости и направления ветра на ND, отметок закрылок на шкале скорости на PFD, указателя курса на PFD.

1.3.1. Как восстановить курс на авионике

После кончины ADIRU указатель курса исчезнет не сразу – у нас есть три минуты, чтобы осознать ситуацию и выровнять самолет. После этого нужно открыть страницу POS INIT в CDU и найти там строку SET HDG.

Теперь посмотрим на аналоговый компас и вставим его показания в эту строку. Курс восстановится, но нам придется периодически проверять актуальность курса на электронных приборах, сравнивая его с показаниями аналога.

2. GPS

В самолете установлены два GPS-приемника. Они включаются и работают автоматически. Из-за погрешностей приемники, как правило, показывают различные результаты. Компьютер для навигации усредняет их.

Координаты, полученные с помощью каждого GPS-приемника, можно увидеть на второй странице раздела POS REF.

Добавить комментарий