Инженеры, которые создали наш самолет, придумали интерактивный и умный чек-лист, который можно вызвать на MFD, нажав кнопку CHKL.
По мне самый удобный чек-лист – это заламинированная картонка. Однако в электронном чек-листе есть ужасно полезная вещь – NON-NORMAL CHECKLIST – перечень действий экипажа в нештатных ситуациях. Не нужно таскать с собой книгу в полторы тысячи страниц или даже «тяжеленный» PDF-файл на планшетке…
Но об этом позже, а сперва посмотрим, как выглядит NORMAL CHECKLIST и получим представление о том, как данным устройством пользоваться.
NORMAL CHECKLIST
Нормальная электронная карта контрольных проверок состоит из следующих разделов:
- PREFLIGHT
- BEFORE START
- BEFORE TAXI
- BEFORE TAKEOFF
- AFTER TAKEOFF
- DESCENT
- APPROACH
- LANDING
- SHUTDOWN
- SECURE
В момент, предусмотренный нормальной процедурой, мы обращаемся к соответствующему разделу. Например, после окончания процедуры приема самолета обращаемся к чек-листу PREFLIGHT.
Вас никто не заставляет этого делать, и самолет полетит как обычно, если вы обратились к заламинированной картонке, а не к этой системе.
В самом вверху – главное меню:
NORMAL MENU – выводит на дисплей общий список чек-листов.
RESET – об этом ниже.
NON-NORMAL – выводит на дисплей общий список нештатных чек-листов, поделенных на группы по системам.
Первый пункт чек-листа PREFLIGHT – наличие кислорода на борту. Белый цвет текста означает, что пункт не выполнен. Если мы проверили кислород и убедились, что его – сто процентов, то слева в квадратике с помощью тачпада ставим птичку. Текст окрасится в зеленый цвет. Зеленый цвет текста означает, что пункт выполнен. И теперь белым прямоугольником будет обведен следующий пункт списка.
Белый прямоугольник показывает текущий пункт чек-листа. Есть чек-листы с большим массивом текста – примечаний и объяснений, и такой прямоугольник выделит из текста и сконцентрирует наше внимание на конкретном действии, которое нужно предпринять.
Допустим, по каким-то причинам мы решаем пропустить второй пункт – FLIGHT INSTRUMENTS. Внизу выбираем ITEM OVRD, что в данном случае означает ПРОПУСТИТЬ ПУНКТ. После чего текст в этом пункте окрасится в голубой цвет, который сигнализирует о сознательном пропуске, игнорировании пункта.
Ниже стоят два пункта, которые связаны с системами судна, и как только мы поставим самолет на парковочный тормоз (PARKING BRAKE), третий пункт чек-листа высветится зеленым и слева появится птичка. Сама. То есть никаких манипуляций в электронном чек-листе здесь не предусмотрено: чек-лист признает данный пункт завершенным, если мы выполним оговоренное условие пункта – поставим самолет на парковочный тормоз.
Когда все пункты чек-листа будут выполнены или пропущены, то есть не оставлены без внимания, внизу страницы появится зеленое табло CHECKLIST COMPLETE (чек-лист завершен).
Если нам захочется пропустить чек-лист целиком, то внизу есть кнопочка CHKL OVRD, которая окрасит весь чек-лист в голубой цвет, а внизу появится CHECKLIST OVERRIDEN. Система будет считать, что мы ознакомились с чек-листом, но решили не принимать его во внимание.
Если вдруг мы поняли, что поспешили и ошибочно наставили зеленых галочек, можно пройти весь чек-лист с начала, выбрав CHKL RESET.
В нижнем меню экрана слева есть пункт NORMAL. Нажатие на него перенесет нас в актуальный на данный момент нормальный (штатный) чек-лист. Актуальным считается самый верхний по списку из незавершенных чек-листов.
Там же, внизу экрана справа, есть еще один пункт меню: NON-NORMAL. Если он подсвечен желтым цветом, это значит, что где-то появились проблемы, и чек-лист предлагает нам решение.
NON-NORMAL CHECKLIST
Система знает два типа перечня действий экипажа при нештатных ситуациях (NON-NORMAL CHECKLIST): для тех, которые объявляет EICAS, и для тех, о которых EICAS молчит (NON ANNUNCIATED).
Если на EICAS мы увидели сообщение, слева от которого стоит белый квадратик, значит в NON-NORMAL CHECKLIST есть решение появившейся проблемы.
Например, сообщение на EICAS: □ELEC GEN DRIVE L
Немедленно нажимаем кнопку CHKL, и на дисплее сразу же видим решение задачи.
Если проблем будет несколько, то мы увидим список данных проблем, причем они будут располагаться в порядке важности:
WARNING
CAUTION
ADVISORY.
Решение нашей задачи:
Поняли, что без базовых знаний английского языка здесь делать нечего?
Переведу:
˃ ELEC GEN DRIVE L ˂
Ситуация:
возникла неисправность электрогенератора.
Белой рамкой обведена рекомендация:
кнопочный выключатель DRIVE DISC для левого двигателя … снять защиту (откинуть колпачок) …нажать и держать в течение 1 секунды.
Переключатель APU (если APU жива) … в положение START, затем – ON
А вот в пункте INHIBITED CHECKLISTS перечислены те сообщения EICAS о нештатных ситуациях, которые удалены из списка нештатных чек-листов, потому что они являются следствием другой, более глобальной нештатной ситуации. В нашем случае ELEC GEN OFF L – левый генератор отключен от сети, что является следствием того, что мы механически отсоединили вал левого генератора (нажали L DRIVE DISC).
Когда неисправность будет ликвидирована, текущий NON-NORMAL чек-лист исчезнет из списка актуальных нештатных листов.
Незавершенные нештатные чек-листы
Все пункты нештатного чек-листа должны быть выполнены. Если мы отложили какой-то пункт, то он автоматически будет добавлен в подходящий для этого нормальный чек-лист. При этом в конце нештатного чек-листа появится надпись: CHECKLIST COMPLETE EXCEPT DEFERRED ITEMS (чек-лист завершен за исключением отложенных пунктов).
NON ANNUNCIATED CHECKLISTS
Кроме тех сообщений, о которых нас извещает EICAS, в памяти бортового компьютера есть внушительный список других – НЕОБЪЯВЛЯЕМЫХ ситуаций. Например, внезапно разбилось стекло кабины.
Или, например, мы вынуждены садиться на воду. В таких случаях нужно войти в основное NON-NORMAL MENU, выбрать первую строку – NON ANNUNCIATED CHECKLISTS, а затем – DITCHING (посадка на воду).
CONTINUED означает, что в данном чек-листе есть еще страницы. И справа мы видим перечень этих страниц: 1, 2 и 3.
Перечень необъявляемых на EICAS
нештатных ситуаций
1. ABORTED ENGINE START – отмененный запуск двигателей.
2. DUAL ENG FAIL/STALL – отказ/помпаж обоих двигателей.
3. ENG IN-FLIGHT START – запуск двигателя в полете.
4. ENG LIM/SURGE/STALL – параметры двигателей находятся на предельных значениях, слышен ненормальный шум, двигатели не реагируют на РУД, помпаж.
5. ENG SVR DAMAGE/SEP – двигатель имеет серьезные повреждения или сильную вибрацию.
6. WINDOW DAMAGE – повреждение стекол кабины.
7. AIRSPEED UNRELIABLE – ошибки в индикации воздушной скорости.
8. DITCHING – посадка на воду.
9. EVACUATION – процедура эвакуации пассажиров.
10. FIRE ENG TAILPIPE – обнаружен пожар двигателя, но сигнализация не сработала.
11. FUEL JETTISON – аварийный сброс топлива.
12. FUEL LEAK – утечка топлива.
13. GEAR LEVER LOCKED DN – рычаг шасси заклинило в положении DN.
14. ICE CRYSTAL ICING – обледенение при наличии в воздухе малых по размеру кристаллов льда. (См. подробнее ниже)
15. JAMMED FLIGHT CONTROLS – заклинило органы управления самолетом.
16. OVERWEIGHT LANDING – необходима посадка при общем весе ВС, превышающем максимальный посадочный вес.
17. REJECTED TAKEOFF – прерванный взлет.
18. SMOKE, FIRE OF FUMES – задымление или пожар.
19. SMOKE OR FUMES REMOVAL – процедура удаления дыма из кабины или салона.
20. VOLCANIC ASH – статические разряды на ветровом стекле, свечение вокруг двигателей, дым и/или пыль в кабине, едкий запах – все это говорит о том, что самолет находится в облаке вулканической пыли.
Что еще сказать? В некоторых NON-NORMAL CHECKLIST есть действия, для которых нужно засекать время. Например, перезагрузка паков. В таких случаях в правом верхнем углу дисплея будет секундомер с обратным отсчетом. Все для вашего удобства!
RESETS
Reset стирает что-то. Пункт RESETS в верхней части дисплея открывает меню, где мы можем выбрать:
RESET NORMAL – стирает все пройденные нормальные чек-листы. «Стирает» – значит, все «пройденные» нормальные чек-листы «обнуляются» и их можно читать с начала.
RESET NON-NORMAL – то же самое, только речь идет о нештатных чек-листах.
RESET ALL – стереть все листы.
Ни в коем случае не стирайте все чек-листы в воздухе или во время движения!
При уходе на второй круг автоматически сотрутся несколько крайних чек-листов, которые связаны со снижением и посадкой.
NOTES
NOTES – примечания есть в некоторых чек-листах. Например, в чек-листе OVERWEIGHT LANDING.
Внизу мы видим примечание:
NOTE: для посадки используйте закрылки 20 и VREF для закрылок 20, а для ухода на второй круг – закрылки 5. Это обеспечит лучшую маневренность при наборе.
После выполнения всех нештатных чек-листов все примечания, которые появлялись в них, будут собраны вместе в появившемся разделе NOTES, а в нижнем меню появится одноименная ссылка.
В этом примере есть еще одна любопытная вещь – «условный» пункт, где для продолжения выполнения процедуры необходимо ответить на уточняющий вопрос: YES или NO. От нашего ответа зависит порядок и наличие остальных пунктов чек-листа.
*Ice Crystal Icing
По-русски: Обледенение в условиях наличия в воздушной массе высокой концентрации малых по размеру кристаллов льда.
Двигатели очень уязвимы в такой ситуации: есть риск обледенения компрессора высокого давления с последующим помпажом.
Признаки:
- наличие воды на ветровом стекле при температуре слишком холодной для жидкого состояния;
- погодный радар показывает сильный дождь под самолетом и облака, высота которых больше крейсерского эшелона;
- автотяга отключается и/или невозможно поддерживать заданную скорость;
- индикатор TAT на EICAS показывает температуру около нуля градусов.
Кроме того:
- может наблюдаться небольшая турбулентность;
- значение N1 растет при постоянной скорости;
- индикация значения N1 не отображается;
- в некоторых случаях – высокая влажность в кабине и салоне.