777. Электронная карта контрольных проверок

К ОГЛАВЛЕНИЮ БУМАЖНАЯ КНИГА

Инженеры, которые создали наш самолет, придумали интерактивный и умный чек-лист, который можно вызвать на MFD, нажав кнопку CHKL.

По мне самый удобный чек-лист – это заламинированная картонка. Однако в электронном чек-листе есть ужасно полезная вещь – NON-NORMAL CHECKLIST – перечень действий экипажа в нештатных ситуациях. Не нужно таскать с собой книгу в полторы тысячи страниц или даже «тяжеленный» PDF-файл на планшетке…

Но об этом позже, а сперва посмотрим, как выглядит NORMAL CHECKLIST и получим представление о том, как данным устройством пользоваться.

NORMAL CHECKLIST

Нормальная электронная карта контрольных проверок состоит из следующих разделов:

  • PREFLIGHT
  • BEFORE START
  • BEFORE TAXI
  • BEFORE TAKEOFF
  • AFTER TAKEOFF
  • DESCENT
  • APPROACH
  • LANDING
  • SHUTDOWN
  • SECURE

В момент, предусмотренный нормальной процедурой, мы обращаемся к соответствующему разделу. Например, после окончания процедуры приема самолета обращаемся к чек-листу PREFLIGHT.

Вас никто не заставляет этого делать, и самолет полетит как обычно, если вы обратились к заламинированной картонке, а не к этой системе.

В самом вверху – главное меню:

NORMAL MENU – выводит на дисплей общий список чек-листов.

RESET – об этом ниже.

NON-NORMAL – выводит на дисплей общий список нештатных чек-листов, поделенных на группы по системам.

Первый пункт чек-листа PREFLIGHT – наличие кислорода на борту. Белый цвет текста означает, что пункт не выполнен. Если мы проверили кислород и убедились, что его – сто процентов, то слева в квадратике с помощью тачпада ставим птичку. Текст окрасится в зеленый цвет. Зеленый цвет текста означает, что пункт выполнен. И теперь белым прямоугольником будет обведен следующий пункт списка.

Белый прямоугольник показывает текущий пункт чек-листа. Есть чек-листы с большим массивом текста – примечаний и объяснений, и такой прямоугольник выделит из текста и сконцентрирует наше внимание на конкретном действии, которое нужно предпринять.

Допустим, по каким-то причинам мы решаем пропустить второй пункт – FLIGHT INSTRUMENTS. Внизу выбираем ITEM OVRD, что в данном случае означает ПРОПУСТИТЬ ПУНКТ. После чего текст в этом пункте окрасится в голубой цвет, который сигнализирует о сознательном пропуске, игнорировании пункта.

Ниже стоят два пункта, которые связаны с системами судна, и как только мы поставим самолет на парковочный тормоз (PARKING BRAKE), третий пункт чек-листа высветится зеленым и слева появится птичка. Сама. То есть никаких манипуляций в электронном чек-листе здесь не предусмотрено: чек-лист признает данный пункт завершенным, если мы выполним оговоренное условие пункта – поставим самолет на парковочный тормоз.

Когда все пункты чек-листа будут выполнены или пропущены, то есть не оставлены без внимания, внизу страницы появится зеленое табло CHECKLIST COMPLETE (чек-лист завершен).

Если нам захочется пропустить чек-лист целиком, то внизу есть кнопочка CHKL OVRD, которая окрасит весь чек-лист в голубой цвет, а внизу появится CHECKLIST OVERRIDEN. Система будет считать, что мы ознакомились с чек-листом, но решили не принимать его во внимание.

Если вдруг мы поняли, что поспешили и ошибочно наставили зеленых галочек, можно пройти весь чек-лист с начала, выбрав CHKL RESET.

В нижнем меню экрана слева есть пункт NORMAL. Нажатие на него перенесет нас в актуальный на данный момент нормальный (штатный) чек-лист. Актуальным считается самый верхний по списку из незавершенных чек-листов.

Там же, внизу экрана справа, есть еще один пункт меню: NON-NORMAL. Если он подсвечен желтым цветом, это значит, что где-то появились проблемы, и чек-лист предлагает нам решение.

NON-NORMAL CHECKLIST

Система знает два типа перечня действий экипажа при нештатных ситуациях (NON-NORMAL CHECKLIST): для тех, которые объявляет EICAS, и для тех, о которых EICAS молчит (NON ANNUNCIATED).

Если на EICAS мы увидели сообщение, слева от которого стоит белый квадратик, значит в NON-NORMAL CHECKLIST есть решение появившейся проблемы.

Например, сообщение на EICAS: □ELEC GEN DRIVE L

Немедленно нажимаем кнопку CHKL, и на дисплее сразу же видим решение задачи.

Если проблем будет несколько, то мы увидим список данных проблем, причем они будут располагаться в порядке важности:

WARNING
CAUTION
ADVISORY.

Решение нашей задачи:

Поняли, что без базовых знаний английского языка здесь делать нечего?

Переведу:
˃ ELEC GEN DRIVE L ˂

Ситуация:
возникла неисправность электрогенератора.

Белой рамкой обведена рекомендация:
кнопочный выключатель DRIVE DISC для левого двигателя … снять защиту (откинуть колпачок) …нажать и держать в течение 1 секунды.

Переключатель APU (если APU жива) … в положение START, затем – ON

А вот в пункте INHIBITED CHECKLISTS перечислены те сообщения EICAS о нештатных ситуациях, которые удалены из списка нештатных чек-листов, потому что они являются следствием другой, более глобальной нештатной ситуации. В нашем случае ELEC GEN OFF L – левый генератор отключен от сети, что является следствием того, что мы механически отсоединили вал левого генератора (нажали L DRIVE DISC).

Когда неисправность будет ликвидирована, текущий NON-NORMAL чек-лист исчезнет из списка актуальных нештатных листов.

Незавершенные нештатные чек-листы

Все пункты нештатного чек-листа должны быть выполнены. Если мы отложили какой-то пункт, то он автоматически будет добавлен в подходящий для этого нормальный чек-лист. При этом в конце нештатного чек-листа появится надпись: CHECKLIST COMPLETE EXCEPT DEFERRED ITEMS (чек-лист завершен за исключением отложенных пунктов).

NON ANNUNCIATED CHECKLISTS

Кроме тех сообщений, о которых нас извещает EICAS, в памяти бортового компьютера есть внушительный список других – НЕОБЪЯВЛЯЕМЫХ ситуаций. Например, внезапно разбилось стекло кабины.

Или, например, мы вынуждены садиться на воду. В таких случаях нужно войти в основное NON-NORMAL MENU, выбрать первую строку – NON ANNUNCIATED CHECKLISTS, а затем – DITCHING (посадка на воду).

CONTINUED означает, что в данном чек-листе есть еще страницы. И справа мы видим перечень этих страниц: 1, 2 и 3.

Перечень необъявляемых на EICAS
нештатных ситуаций

1. ABORTED ENGINE START – отмененный запуск двигателей.

2. DUAL ENG FAIL/STALL – отказ/помпаж обоих двигателей.

3. ENG IN-FLIGHT START – запуск двигателя в полете.

4. ENG LIM/SURGE/STALL – параметры двигателей находятся на предельных значениях, слышен ненормальный шум, двигатели не реагируют на РУД, помпаж.

5. ENG SVR DAMAGE/SEP – двигатель имеет серьезные повреждения или сильную вибрацию.

6. WINDOW DAMAGE – повреждение стекол кабины.

7. AIRSPEED UNRELIABLE – ошибки в индикации воздушной скорости.

8. DITCHING – посадка на воду.

9. EVACUATION – процедура эвакуации пассажиров.

10. FIRE ENG TAILPIPE – обнаружен пожар двигателя, но сигнализация не сработала.

11. FUEL JETTISON – аварийный сброс топлива.

12. FUEL LEAK – утечка топлива.

13. GEAR LEVER LOCKED DN – рычаг шасси заклинило в положении DN.

14. ICE CRYSTAL ICING – обледенение при наличии в воздухе малых по размеру кристаллов льда. (См. подробнее ниже)

15. JAMMED FLIGHT CONTROLS – заклинило органы управления самолетом.

16. OVERWEIGHT LANDING – необходима посадка при общем весе ВС, превышающем максимальный посадочный вес.

17. REJECTED TAKEOFF – прерванный взлет.

18. SMOKE, FIRE OF FUMES – задымление или пожар.

19. SMOKE OR FUMES REMOVAL – процедура удаления дыма из кабины или салона.

20. VOLCANIC ASH – статические разряды на ветровом стекле, свечение вокруг двигателей, дым и/или пыль в кабине, едкий запах – все это говорит о том, что самолет находится в облаке вулканической пыли.

Что еще сказать? В некоторых NON-NORMAL CHECKLIST есть действия, для которых нужно засекать время. Например, перезагрузка паков. В таких случаях в правом верхнем углу дисплея будет секундомер с обратным отсчетом. Все для вашего удобства!

RESETS

Reset стирает что-то. Пункт RESETS в верхней части дисплея открывает меню, где мы можем выбрать:

RESET NORMAL – стирает все пройденные нормальные чек-листы. «Стирает» – значит, все «пройденные» нормальные чек-листы «обнуляются» и их можно читать с начала.

RESET NON-NORMAL – то же самое, только речь идет о нештатных чек-листах.

RESET ALL – стереть все листы.

Ни в коем случае не стирайте все чек-листы в воздухе или во время движения!

При уходе на второй круг автоматически сотрутся несколько крайних чек-листов, которые связаны со снижением и посадкой.

NOTES

NOTES – примечания есть в некоторых чек-листах. Например, в чек-листе OVERWEIGHT LANDING.

Внизу мы видим примечание:

NOTE: для посадки используйте закрылки 20 и VREF для закрылок 20, а для ухода на второй круг – закрылки 5. Это обеспечит лучшую маневренность при наборе.

После выполнения всех нештатных чек-листов все примечания, которые появлялись в них, будут собраны вместе в появившемся разделе NOTES, а в нижнем меню появится одноименная ссылка.

В этом примере есть еще одна любопытная вещь – «условный» пункт, где для продолжения выполнения процедуры необходимо ответить на уточняющий вопрос: YES или NO. От нашего ответа зависит порядок и наличие остальных пунктов чек-листа.


*Ice Crystal Icing

По-русски: Обледенение в условиях наличия в воздушной массе высокой концентрации малых по размеру кристаллов льда.

Двигатели очень уязвимы в такой ситуации: есть риск обледенения компрессора высокого давления с последующим помпажом.

Признаки:

  • наличие воды на ветровом стекле при температуре слишком холодной для жидкого состояния;
  • погодный радар показывает сильный дождь под самолетом и облака, высота которых больше крейсерского эшелона;
  • автотяга отключается и/или невозможно поддерживать заданную скорость;
  • индикатор TAT на EICAS показывает температуру около нуля градусов.

Кроме того:

  • может наблюдаться небольшая турбулентность;
  • значение N1 растет при постоянной скорости;
  • индикация значения N1 не отображается;
  • в некоторых случаях – высокая влажность в кабине и салоне.

Добавить комментарий