А320. GPWS

К ОГЛАВЛЕНИЮ БУМАЖНАЯ КНИГА

GPWS – Ground Proximity Warning System – Система предупреждения опасного сближения с землей. Система генерит звуковой и визуальный сигнал, если на высоте от 30 до 2450 футов (примерно от 10 до 750 метров) имеет место следующее:

  • слишком высокая скорость снижения;
  • слишком высокая скорость приближающейся земли;
  • потеря высоты после взлета или ухода на второй круг;
  • самолет не в посадочной конфигурации при близкой поверхности земли;
  • потеря глиссады.

И как же GPWS сообщает нам о таких неприятных ситуациях?

Слишком высокая скорость снижения

Голос: SINK RATE
Если скорость снижения не меняется, то:
Звук и голос: PULL UP!
Загорается табло PULL UP:

Слишком высокая скорость приближающейся земли

От предыдущей ситуации отличается тем, что здесь принимаются показания по радиовысотометру, а в предыдущей ситуации речь идет о вертикальной скорости.
Такая ситуация может возникнуть, если самолет летит над склоном горы, например.
Голос: TERRAIN.
Если ситуация будет ухудшаться, то:
PULL UP.

Потеря высоты после взлета или ухода на второй круг

Голос: DON’T SINK.

Самолет не в посадочной конфигурации при близкой поверхности земли

Если не выпущены шасси, то:
TOO LOW – GEAR. Затем: TOO LOW TERRAIN.
Если не выпущены закрылки, то:
TOO LOW – FLAPS. Затем: TOO LOW TERRAIN.
И то, и другое не выпущено: TOO LOW TERRAIN.

Потеря глиссады

Если самолет с выпущенными шасси, летящий ниже 1000 футов над землей, опустится ниже глиссады, то голос напомнит: GLIDESLOPE.

Панель GPWS

Можно найти на потолочном пульте:

TERR – отключение базы данных с 3D схемой местности – TAD. Нормальное положение – включено, табло не горят.

SYS – общий выключатель системы GPWS.

G/S MODE – отключение сигнализации потери глиссады.

FLAP MODE – отключение предупреждения об убранных закрылках TOO LOW–FLAPS.

LDG FLAP 3. GPWS воспринимает посадку с закрылками «3» как ошибку пилота, и поэтому будет ругаться. Чтобы он не ругался, нужно уведомить GPWS о нашем выборе посадочной конфигурации, переведя кнопку LDG FLAP 3 в положение ON.

TAD

Terrain Awareness and Display (TAD) – нечто вроде приложения к системе GPWS.

Если нажать на кнопку TERR ON ND, то на навигационном дисплее можно увидеть изображение рельефа земли. Это не радар. В базе данных есть 3D схема местности. Компьютер вычисляет наше местонахождение и высоту над рельефом и показывает картинку, которая рассказывает нам о всевозможных выпуклостях земли, которые могут встретиться на пути воздушного судна.

Красный цвет показывает препятствие, которое находится выше нас на 2000 футов.

Желтый цвет показывает препятствие высотой от 500 футов под нами до 2000 футов над нами.

Зеленый цвет – препятствие под нами, ниже нас от 500 до 2000 футов.

Черный цвет – земля под нами ниже 2000 футов.

Равномерно распределенные по дисплею малиновые точки – в базе данных нет ничего о рельефе данной местности.

Нельзя одновременно на одном навигационном дисплее показывать данные погодного радара и рельеф.

Добавить комментарий