A320. Метеолокатор

К ОГЛАВЛЕНИЮ БУМАЖНАЯ КНИГА

Погодный радар, или метеолокатор, состоит из двух приемопередающих блоков, одной антенны и панели управления радаром.

Данные могут выводиться на два навигационных дисплея, но в единицу времени может работать только один приемопередатчик.

Плоская антенна, спрятанная под носовым обтекателем, движется влево-вправо в горизонтальной плоскости, излучая сигнал и сканируя при этом сектор в 160 градусов.

Радар обнаруживает капли дождя и град, но не видит туман и облака. Кроме того, радар прекрасно замечает такие объекты на земле, как горы, промышленные объекты, высотные здания и береговую линию.

Радар предназначен исключительно для определения метеорологической обстановки и отображения земной поверхности. Погодный радар нельзя использовать как средство предупреждения столкновения с другими воздушными судами или землей!

Панель метеолокатора

(1) GAIN – регулятор чувствительности радара. Положение CAL – оптимальная чувствительность радара.

(2) MULTISCAN. В режиме AUTO – автоматическая настройка наклона антенны (TILT). В положении MAN – ручная – регулятором (4).

(3) GCS – Ground Clutter Suppression – подавление помех, вызванных близостью земли. Два варианта: OFF или AUTO. Подавление помех работает только тогда, когда тумблер MULTISCAN находится в режиме AUTO.

(4) TILT – настройка угла наклона антенны. Можно поднять или опустить до 15 градусов.

(5) SYS 1-OFF-2 – тумблер включения приемопередающего блока радара. Либо первый [1], либо второй [2].

(6) Селектор режимов радара.

WX – отображение метеообстановки;

WX+T (Turbulence) – отображение метеообстановки плюс отображение зон турбулентности;

Турбулентность «прощупывается» на расстоянии не более 40 миль. Для определения зон турбулентности в этих зонах обязательно должны присутствовать взвешенные частицы. Погодный радар не видит турбулентности чистого неба!

TURB – отображение только зон турбулентности;

MAP – отображение поверхности земли. Если просто наклонить антенну вниз, то видимая площадь поверхности земли будет меньше, чем в режиме MAP.

Но даже в режиме МАР антенну все равно необходимо опустить вниз.

(7) PWS (Predictive Windshear System) – система прогнозирования сдвига ветра.

Включается автоматически (в режиме AUTO) при посадке и при взлете на высоте 1300 футов.

Сдвиг ветра

На PFD появится надпись WINDSHEAR или W/S AHEAD красным цветом, если при взлете или посадке ожидается сдвиг ветра. При взлете прозвучит голосовое предупреждение: «WINDSHEAR AHEAD, WINDSHEAR AHEAD». При посадке нам предложат уйти на второй круг: «GO AROUND, WINDSHEAR AHEAD».

На высоте более 1200 футов надпись на PFD будет желтой, а голос предложит взглянуть на отображение радара на навигационном дисплее: «MONITOR RADAR DISPLAY».

Если высота полета более 1500 футов, а сдвиг находится на расстоянии 5 миль и в секторе 80 градусов по движению ВС, то его можно увидеть только на навигационном дисплее.

Такой символ при любой степени опасности будет показывать направление на сдвиг ветра.

Обозначение метеообстановки

Черный фон – чисто. Ничего нет. Или что-то есть, но очень незначительное.

Зеленый цвет – слабый уровень осадков. От 0.7 до 4 мм/ч.

Желтый – средний уровень осадков. От 4 до 12 мм/ч.

Красный – сильный уровень осадков. От 12 мм/ч и выше.

Малиновый – зона опасной турбулентности.

Наземные объекты

Черный цвет – спокойные поверхности океанов, морей, крупных водоемов, радиолокационные тени или отсутствие сигнала.

Зеленый – незастроенные участки суши, среднепересеченная местность, береговая черта морей и крупных водохранилищ.

Желтый (ниже биссектрисы луча сканирования) или красный (выше биссектрисы луча сканирования) – города, промышленные объекты, крупные сооружения, возвышенности.

Результат работы метеолокатора отображается на навигационном дисплее, а яркость настраивается внешним регулятором яркости ND.

Добавить комментарий