Центральная часть.
(1) Белый треугольник показывает угол крена нашего судна. Небольшой прямоугольник под ним – индикатор скольжения (Slip Indicator) – аналог шарика в трубке на легкомоторных самолетах.
Угол скольжения — это угол между ВС и направлением набегающего потока в горизонтальной плоскости.
(2) Директорные стрелки – Flight Director.
(3) Указатель положения самолета в пространстве – собственно, авиагоризонт со шкалами тангажа и крена.
(4) Высота по радиоальтиметру (625 футов) – высота над поверхностью земли. Включается на высоте 2500 футов.
(5) Отметка глиссадного радиомаяка. Сейчас мы движемся под глиссадой.
(6) Информация о маяке ILS: идентификатор маяка (SPB) и курс захода на посадку (220°). Ниже – расстояние до маяка – 5.7 nm.
(7) Отметка курсового радиомаяка или отклонение от горизонтального маршрута.
(8) Отметка прохождения над приводным радиомаркером.
ОМ (Outer Marker) – дальний маркер, который располагается в точке начала глиссады.
ММ (Middle Marker) – средний маркер, который расположен за полмили (километр) до порога полосы.
IM (Inner Marker) – ближний маркер, который расположен на пороге ВПП.
Индикатор снижения на ВПП
Когда опускаемся на высоту ниже 2500’ РА, на авиагоризонте появляется индикатор снижения на ВПП. Тот, у кого развито воображение, без труда увидит в этом символе изображение полосы в перспективе. На высоте 200’ PA символ начнет движение вверх – к символу самолета на авиагоризонте.
Индикатор предела тангажа
Появляется на авиагоризонте, когда закрылки не в положении UP или скорость ВС близка к скорости сваливания.
Индикатор угла наклона траектории полета
Появляется на авиагоризонте, если на МСР выбрать над окошком вертикальной скорости не V/S, а FPA (Flight Path Vector). Состоит из двух элементов:
Такую картинку можно включить в любой момент, нажав на EFIS кнопку FPV.
Правая сторона прибора
(9) На шкале вариометра двойная полоска показывает вертикальную скорость, заданную на МСР в окошечке V/S.
(10) Заданная высота в метрах. Появляется тут, если на EFIS выбрать MTRS (Meters).
Также и над фигурой, изображающей текущую высоту в футах (здесь 4800), в прямоугольнике появится текущая высота в метрах (1463).
(11) Заданная высота в футах. Показывает высоту, заданную в окошечке ALT на МСР.
(12) Если высота принятия решения задана по барометрической высоте, то на этой шкале появляется такой указатель. Если минимум задан по радиоальтиметру, такой стрелочки не будет.
(13) Так отмечена земля-матушка, точнее взлетно-посадочная полоса, которую мы будем использовать для взлета или посадки. Данные о высоте полосы берутся из базы данных FMC.
(14) Установленная высота принятия решения. BARO – по барометрической высоте. RADIO – по радиовысотометру.
(15) Сведения о барометре.
L (или вариант R) – показывает, c какого EFIS – левого (L) или правого (R), – автопилот берет установки барометрического альтиметра.
32.32 IN – вручную заданное значение барометрического альтиметра в дюймах ртутного столба. Как вариант – НРА – гектопаскали. Вариант: STD – стандартное давление – 29.92 IN или 760 мм рт.ст., или 1013 гПа. STD – показатель предустановленный, и активируется он на панели EFIS.
QFE – установка альтиметра на уровне порога ВПП. Вещь в симуляторе редкая. Для ее установки нужно в CDU/FMC открыть страницу APPROACH REF и там включить эту систему отчета. По умолчанию применяется QNH – отчет от высоты уровня моря, и эти символы не высвечиваются.
(16) Индикатор посадочной высоты. Яркая узкая вертикальная полоска появляется на высоте 1000 футов над землей. На высоте от 500 до 1000 футов она белая, от 0 до 500 футов – желтая.
У пилота есть возможность предварительной настройки альтиметра, когда включено стандартное давление – STD. Для этого нужно вращать ручку настройки давления на EFIS, а в нижней части PFD появятся мелкие белые цифры настройки.
Флажки на PFD
Флажками называют символы на дисплее, которые сообщают пилоту о проблемах в системах, связанных с приборным оборудованием или о недостатке информации для нормальной работы приборов. На основном дисплее можно наблюдать следующие символы:
SEL SPD (Selected Speed) – выбранная скорость.
DME (Distance Measuring Equipment) – DME приемник.
FPV (Flight Path Vector) – вектор траектории полета.
ATT (Attitude) – положение в пространстве.
F/D (Flight Director) – пилотажный прибор (система траекторного управления).
G/S (Glide Slope) – глиссада ILS.
ALT (Altitude) – высота.
VERT (Vertical Speed) – вертикальная скорость.
LDG ALT (Landing Altitude) – высота аэродрома посадки (превышение).
RA (Radio Altitude) – высота по радиовысотометру.
LOC (Localizer) – курс ILS.
HDG (Heading) – курс.
SPD (Speed) – скорость.
NO V SPD (No V Speeds) – взлетные скорости.
SPD LIM (Speed Limit) – предел скорости.