А320. ATC и TCAS.

К ОГЛАВЛЕНИЮ БУМАЖНАЯ КНИГА

Часть приборов, которые в документации обычно записывают в навигационные, я решил выделить особо под заголовком «Система обзора».

Кругозор пилота в кабине ограничен не только конструкцией летательного аппарата, но и возможностями органов чувств человека. И такого кругозора при наших скоростях и массе явно недостаточно.

Здесь на помощь пилоту приходит набор приборных комплексов, который позволяет контролировать огромное пространство вокруг самолета, иметь представление о рельефе местности, оценивать опасность столкновения с землей или другим воздушным судном.

В систему обзора входят:

  • метеолокатор;
  • GPWS;
  • TAD;
  • TCAS;
  • ATC (Транспондер или ответчик). Ему, откровенно говоря, место в разделе «связь». Но поскольку он неразрывно связан с TCAS – у них даже панель общая, то пусть себе будет тут.

ATC и TCAS

TCAS

Traffic Collision Avoidance System – Система предупреждения столкновения самолетов.

Все самолеты тяжелее 5,7 тонны или с 19 пассажирами и более на борту должны быть оборудованы системой TCAS.

TCAS опрашивает окружающее пространство на предмет наличия иных самолетов, на которых установлены транспондеры. Те транспондеры отвечают, и на основе этих ответов наш TCAS выстраивает трехмерную карту, где отмечены иные ВС, расстояния от них до нас, вектор движения и высота. Исходя из этих данных, которые постоянно обновляются, TCAS высчитывает (предсказывает) наименьшее расстояние от нашего до иного воздушного судна – «Точку наибольшего сближения» и расчетное время достижения этой точки.

Далее вокруг нашего самолета, в зависимости от скорости и высоты, система определяет четыре пространства, вложенные одно внутрь другого, как матрешки. Самое маленькое и самое опасное – RA (Resolution Advisory). RA – реальная угроза столкновения. Далее идет пространство TA (Traffic Advisory) – потенциальная угроза столкновения. Бóльшее пространство – Proximate.

Proximate – близкое, но неопасное пространство. И, наконец, Other – вся остальная вселенная за границами Proximate.

Нормальный режим работы TCAS – TA/RA – Traffic Advisory / Resolution Advisory. В этом режиме пилот видит отображение иных самолетов на навигационном дисплее (ND), а в экстренной ситуации слышит голосовую команду – как нужно изменить направление движения судна, чтобы избежать столкновения, и на PFD видит красную – опасную зону пространства.

В режиме TA TCAS никаких рекомендаций не дает – лишь только отображает обстановку на ND и предупреждает: «Traffic! Traffic!»

Если на ином воздушном судне нет транспондера, то TCAS такой самолет не увидит.

Обозначение воздушных судов на навигационном дисплее

  • красный квадрат – RA – ОПАСНО!
  • желтый кружок – TA – ВНИМАНИЕ!
  • белый ромб – близок (Proximate), но не опасен.
  • пустой внутри белый ромб – Other – не интересен.
  • цифра возле символа означает высоту другого самолета относительно нас в сотнях футов. Знак «плюс» и цифра, расположенная над символом, значит, что «другой» находится выше нас. Знак «минус» и цифра под символом – под нами.
  • если «другой» меняет высоту и его вертикальная скорость выше 500 футов в минуту, то рядом с символом появится стрелочка, показывающая либо набор высоты (↑), либо снижение (↓).

TCAS: REDUCE RANGE – такая надпись в центре ND означает, что нужно выбрать более крупный масштаб отображения обстановки – 40 nm или меньше.

TCAS: CHANGE MODE – надпись означает, что дисплей ND находится в режиме PLAN, в котором TCAS обстановку отображать не может.

Голосовые команды TCAS

CLIMB, CLIMB – нам нужно немедленно набирать высоту в соответствии со схемой, отображаемой на PFD. Вертикальная скорость должна быть примерно 1500–2000 футов в минуту.

DESCEND, DESCEND – необходимо начинать снижение в соответствии со схемой, отображаемой на PFD. Вертикальная скорость должна быть примерно 1500–2000 футов в минуту.

MONITOR VERTICAL SPEED – соблюдайте вертикальную скорость в соответствии с указателем, отображаемым на PFD. Смотри шкалу вертикальной скорости (вариометр).

MAINTAIN VERTICAL SPEED, MAINTAIN – несмотря ни на что поддерживаем вертикальную скорость в соответствии с указателем, отображаемым на шкале вариометра PFD.

MAINTAIN VERTICAL SPEED, CROSSING, MAINTAIN – то же, что и предыдущее, а слово CROSSING означает, что, следуя указаниям TCAS и указателю на вариометре, самолет будет пересекать текущую высоту иного самолета.

DESCEND, CROSSING, DESCEND или CLIMB, CROSSING, CLIMB – снижаемся или набираем согласно схеме на PFD. Будем пересекать высоту другого самолета. Иной самолет получит противоположную команду.

CLIMB, CLIMB NOW! / DESCEND, DESCEND NOW! – немедленно набираем/снижаемся согласно схеме. Вертикальная скорость должна быть примерно 2500–3000 футов в минуту.

ADJUST VERTICAL SPEED, ADJUST – уменьшаем вертикальную скорость, будь то подъем или спуск. Смотрим на шкалу вариометра.

INCREASE CLIMB и INCREASE DESCENT – требуется увеличить скорость набора/снижения.

CLEAR OF CONFLICT – опасность миновала (под конфликтом подразумевается опасность столкновения).

В режиме TA мы сможем услышать только одну команду: TRAFFIC, TRAFFIC. Услышали – ищем глазами иной самолет.

АТС

АТС – ответчик или транспондер. Чем занимается ответчик? Естественно, он отвечает. Отвечает на запросы радаров, например службы управления воздушным движением (УВД) или – ATC (Air Traffic Control). Радар видит в небе самолет и посылает сигнал: «Ты кто?». Ответчик вашего самолета «говорит»: «Мой код ответчика 6205, высота 25 тысяч, скорость 290 узлов». На земле знают, что код 6205 присвоен самолету А-320, летящему из Пулково в Симферополь. Код вы получили от диспетчера еще на земле, в Пулково. Двух одинаковых кодов в одной зоне быть не может. Если вы вылетаете из зоны «Петербург» в зону «Великие Луки», а там окажется воздушное судно с таким же кодом, то или вам, или ему присвоят другой код. Самостоятельно менять код пилоту разрешается только в нештатных ситуациях, например, код 7600 – для всех наземных служб будет означать, что на борту отказала радиосвязь, и самолет глух и нем. Код 7700 – ЧП (пожар, авария и т.п.) Код 7500 – самолет захвачен террористами.

Панель АТС и TCAS

Панели могут быть разными, но не принципиально. Кнопки и ручки почти везде одни и те же, но могут отличаться расположением и формой. Поэтому я нарисую то, что вижу перед собой.

(1) Выбор транспондера. У нас их два. Номер 1 и номер 2.

(2) Выбор режима транспондера:

STBY – устройство запитано, но выключено.

ON – устройство включено принудительно.

AUTO – в воздухе устройство работает в нормальном режиме, на земле – устройство работает в режиме S. (В режиме S данные передаются, только когда эфир свободен. Не передаются координаты и скорость.)

(3) ALT RPT – трансляция прибором информации о барометрической высоте.

(4) ATC FAIL – выбранный транспондер не исправен.

(5) Клавиатура для ввода кода ответчика.

(6) Дисплей прибора.

(7) Кнопочка IDENT для принудительной передачи кода ответчика.

Два селектора относятся к TCAS.

(8) Селектор режимов:

STBY – TCAS запитан, но отключен;

TA – на дисплеях будет показано только движение, но никаких визуальных и голосовых рекомендаций отдаваться не будет;

TA/RA – нормальный режим работы прибора, когда на дисплее будет видна обстановка и будут отдаваться визуальные и голосовые рекомендации по избежанию столкновения.

(9) Селектор отображения трафика:

THRT – отображение иных самолетов включается только в том случае, если воздушные суда появляются в зонах TA или RA.

ALL – штатный режим, когда постоянно отображается вся воздушная обстановка: 30 миль влево/вправо, от 30 до 80 миль вперед (зависит от внешних условий и конфигурации ВС) и 2700 футов вверх/вниз.

ABV – тоже что и ALL, но по высоте – 9900 футов над ВС, и 2700 – под ВС.

BLW – тоже, что и ALL, но по высоте – 2700 футов над ВС, и 9900 – под ним.

Добавить комментарий