777. Primary Flight Display. Часть I

К ОГЛАВЛЕНИЮ БУМАЖНАЯ КНИГА

PFD (Primary Flight Display) – основной дисплей показывает нам пространственные параметры полета: высоту, скорость, вертикальную скорость и положение самолета относительно поверхности земли и заданного маршрута.

(1) FMA (Flight Management Annunciator) – сигнализатор режимов полета.

FMC SPD | HDG HOLD | FPA – три индикатора режимов полета, которые говорят нам, кто и что управляет самолетом. CMD – четвертый индикатор показывает текущий режим AFDS (AFDS – Система автоматического управления и командных пилотажных приборов). Подробно об этом – в главе «Автоматическое пилотирование».

(2) Шкала альтиметра.

(3) 22 700 – заданная на МСР высота.

Когда до заданной высоты останется 900 футов, это число будет подсвечиваться белым.

(4) Отметка заданной на МСР высоты (22700 футов).

(5) Отметка текущей высоты на шкале альтиметра.

Отметка станет ярко-желтой, если отклонение от заданной высоты составит 300 футов.

(6) Шкала вариометра. Стрелка в данной ситуации показывает набор высоты.

Если вертикальная скорость будет больше 400 футов в минуту, то вверху или внизу этой шкалы появится число, обозначающее текущую вертикальную скорость. Если самолет поднимается, то число будет НАД шкалой, если снижается – ПОД шкалой.

(7) Давление, установленное на барометрическом альтиметре.

Когда судно достигнет высоты, отличающейся от высоты перехода или эшелона перехода на 300 футов, показатель сменит цвет на ярко-желтый и будет помещен в рамку.

(8) Скорость в Махах – 0.755 М.

На Махи система автоматически переключится, когда скорость станет выше 0.4 М. Обратно переключится при скорости 300 узлов.

(9) Шкала указателя скорости.

Минимальная скорость, которая нанесена на шкалу – 30 kts.

(10) «Баг» – отметка скорости, которая задана в МСР, в окошке IAS/MACH. Если окошко IAS/MACH пустое, значит отметку скорости вычислил FMC.

(11) 5 – индикатор, показывает Flap Maneuvering Speed – рекомендованную скорость для закрылок 5°, при которой будет обеспечена полная способность воздушного судна к маневрированию на небольших высотах.

Для пилота – сигнал убирать или выпускать закрылки на данный угол.

Здесь же появляются отметки расчетных скоростей. При посадке: REF. При взлете: V1, VR и V2. Если взлетные скорости в FMC не выбраны, то NO V SPD.

(12) Указатель скорости показывает текущую индикаторную скорость: 278–279 узлов. Стрелочка, направленная вниз, показывает, что скорость падает.

Кончик стрелки показывает, какой будет скорость через десять секунд.

(13) Запретная зона. Это – не ограничение движения, а ограничение физических возможностей самолета. Если указатель скорости окажется в зоне этих квадратиков, то самолет, например, может развалиться. Или шасси оторвется.

Желтый уголок под квадратиками показывает максимальную скорость, при которой еще можно управлять судном. Внутри этой зоны начинается бафтинг (buffet) – вибрация крыльев и корпуса из-за неустойчивого потока воздуха вокруг крыла.

Такая же запретная зона есть в нижней части шкалы скорости.

Там, в красной зоне, самолет начнет сваливание (stall) из-за малой скорости. Либо при крене в 20–30 градусов начнется бафтинг.

(14) 280 – скорость, заданная в МСР или FMC, которую самолет должен развить (командная скорость).

Нижняя часть. Компас

(15) Указатель курса. Наш курс 235°.

(16) Стрелка показывает путь – 223°.

(17) Курс, который введен в МСР в окошке HDG – 270°. H – указывает на то, что это курс (Heading). Как вариант, может быть T – Track – путь.

(18) То же самое. Курс 270°.

(19) Какой курс мы имеем ввиду: магнитный (MAG) или истинный (TRU).

Теперь подробно рассмотрим центральную часть прибора.

Добавить комментарий