777. Ground Proximity Warning System

К ОГЛАВЛЕНИЮ БУМАЖНАЯ КНИГА

GPWS (Ground Proximity Warning System) – система сигнализации об опасном сближении с землей.

Все сигналы имеют уровень WARNING – TIME CRITICAL: зажигается табло WARNING, индикация на панели GPWS и PFD, слышен голосовой сигнал.

Панель GPWS находится над рычагом шасси.

GPWS предупреждает стандартными для самолетов этого конструкторского бюро способами о следующих ситуациях:

I. Слишком высокая скорость снижения

Голос: SINK RATE

Если скорость снижения не меняется, то

Звук и голос: WAW–WAW, PULL UP!

Когда ситуация начнет исправляться, то PULL UP сменится на SINK RATE.

II. Высокая скорость на высоте ниже 1000 футов по РВ

Голос: TERRAIN

Эту сигнализацию можно отключить, нажав кнопку TERR OVRD на панели GPWS.

III. Потеря высоты после взлета или ухода на второй круг

Голос: DON’T SINK

IV. Самолет не в посадочной конфигурации при близкой поверхности земли

Голос: TOO LOW, TERRAIN

Если не выпущены шасси, то после этого следует:

Голос: TOO LOW, GEARS

Если закрылки не в посадочном положении, то после

TOO LOW TERRAIN следует:

Голос: TOO LOW, FLAPS

Эту сигнализацию можно отключить, нажав кнопки FLAP OVRD (для закрылок) или GEAR OVRD (для шасси) на панели GPWS.

V. Отклонение от глиссады

Голос: GLIDESLOPE

Эту сигнализацию можно отключить, нажав кнопку G/S INHIBIT на панели GPWS.

VI. Превышение допустимого угла крена

Голос: BANK ANGLE

VII. Текущая высота по радиовысотометру

Голос: FIVE HUNDRED, APPROACHING MINIMUMS, MINIMUMS*, ONE HUNDRED, FIFTY, FORTY, THIRTY, TWENTY, TEN. (* Порядок может быть иным.)

VIII. Сдвиг ветра

Голос: WINDSHEAR

IX. Опасность столкновения со стеной

(Назовем это условно так.) Это не радар! В базе данных есть 3D схема местности. Компьютер вычисляет наше местонахождение и высоту над рельефом и показывает картинку, которая красноречиво рассказывает нам о всевозможных выпуклостях земли, которые могут встретиться на пути воздушного судна.

Красный цвет показывает препятствие, которое находится выше нас на 2000 футов.

Желтый цвет показывает препятствие, чья высота от 500 футов под нами до 2000 футов над нами.

Зеленый цвет – препятствие под нами, ниже нас от 500 до 2000 футов.

Черный цвет – земля под нами ниже 2000 футов.

Равномерно распределенные по дисплею малиновые точки – в базе данных нет ничего о рельефе данной местности.

Одновременно нельзя на одном навигационном дисплее показывать данные погодного радара и рельеф.

Вывод на ND рельефа или погоды осуществляется выбором функции на EFIS: TERR (Terrain) или WXR (Weather), соответственно.

За 60 секунд до удара:

Голос: CAUTION TERRAIN дважды

За 30 секунд до удара:

Голос: TERRAIN, TERRAIN, PULL UP, PULL UP.

Эту сигнализацию можно отключить, нажав кнопку TERR OVRD на панели GPWS. Но зачем?..

X. Прогноз сдвига ветра

Predictive Windshear System (PWS) – система прогноза сдвига ветра – одна из функций погодного радара.

Включается и начинает прощупывать воздух на три мили вперед:

  • если нажать WXR на EFIS;
  • автоматически на земле, когда РУД оказываются во взлетном положении;
  • автоматически в воздухе, когда самолет опускается на высоту 2300 футов над землей.

В воздухе система предупреждения оповещает пилотов сообщением уровня CAUTION, если радар нащупал сдвиг ветра впереди на расстоянии 3 мили или вправо-влево на 25° от курса самолета.

В этом случае голосовая сигнализация фразой MONITOR RADAR DISPLAY приглашает посмотреть на навигационный дисплей и увидеть такую фигуру:

Этот символ показывает направление на зону сдвига ветра.

Сообщение уровня WARNING будет получено, если до зоны сдвига ветра прямо по курсу останется полторы мили. Загорится табло WARNING, на ND символ ожидаемого сдвига ветра и красным текстом с правой стороны – WINDSHEAR, на PFD внизу крупно WINDSHEAR и голосовое предупреждение GO AROUND WINDSHEAR AHEAD.

Если во время разбега и взлета будет обнаружена угроза сдвига ветра, то появятся следующие предупреждения:

  • символ ожидаемого сдвига ветра на ND;
  • WINDSHEAR мелким красным шрифтом на ND;
  • WINDSHEAR крупно на PFD;
  • табло WARNING;
  • голосовое предупреждение WINDSHEAR AHEAD.

Сообщение на EICAS:

□ WINDSHEAR SYS

означает, что погодный радар поломался и прогнозирования не будет. О сдвиге ветра в таком случае можно узнать, только уже оказавшись в самой зоне сдвига.

Добавить комментарий