Обеспечивается 2 элеронами, 2 флаперонами и 14 спойлерами.
Пилот со всем этим хозяйством справляется с помощью штурвала, поворачивая его по- и против часовой стрелки.
Флапероны
Никакой индикации флаперонов в кабине нет.
Флапероны для повышения подъемной силы опускаются вместе с закрылками, и при этом продолжают помогать рулить по крену.
Элероны
Элероны при взлете опускаются вместе с закрылками соответственно на 5°, 15° и 20°, при этом продолжают рулить по крену.
На высоких скоростях оба элерона блокируются.
Настраивание (триммирование) элеронов осуществляется пружинными тумблерами.
Нужно нажимать два тумблера одновременно, в соответствии с надписями. Например, LEFT WING DOWN – левое крыло вниз.
Надо сказать, что при триммировании кроме элеронов меняют положение и флапероны, и спойлеры.
Индикатор триммера элеронов находится на верхней части штурвала.
Спойлеры
Спойлеры или интерцепторы в документации нумеруются с №1 до №14 слева-направо.
Симметрично на обоих крыльях используются как воздушный тормоз (SPEEDBRAKE – гаситель скорости), ассиметрично – для управления креном.
Для того чтобы, в случае выхода из строя одной из гидравлических систем, при торможении в воздухе не возник ненужный крен, спойлеры запитываются парами. Так, например, спойлеры №1 и №14 запитаны от центральной системы, №2 и №13 – от левой. То есть, если №1 не сможет подняться, то вместе с ним и №14 – симметрия будет соблюдена.
Спойлеры №4 и №11 управляются штурвалом напрямую через трос. Правда, не совсем напрямую, а через гидравлику. Тросом регулируются клапаны гидроприводов. Тем не менее они независимо от другой механизации участвуют в управлении судна по крену. Однако, если использовать все спойлеры как SPEEDBRAKE, то номер 4 и номер 11 становятся просто спойлерами.
На высоких скоростях спойлеры № 5 и №10 блокируются.
Спойлеры в качестве гасителя скорости управляются рычагом SPEEDBRAKE.
У рычага три положения:
DOWN – спойлеры не используются;
ARMED – при посадке после касания земли всеми колесами спойлеры автоматически поднимаются вверх;
UP – спойлеры поднимаются на максимальную высоту, если ВС на земле, и на среднюю позицию – если в воздухе.
Автомат воздушного тормоза
Если рычаг SPEEDBRAKE в положении UP, а пилот перевел РУД во взлетное положение, то рычаг SPEEDBRAKE перейдет в положение DOWN.
Если во время прерванного взлета пилот включил реверс двигателей, то рычаг SPEEDBRAKE перейдет в положение UP.
Если рычаг SPEEDBRAKE находится в положении ARMED и во время посадки все колеса коснулись земли, то рычаг SPEEDBRAKE перейдет в положение UP.
Если до посадки рычаг SPEEDBRAKE не был поставлен в положение ARMED, то включение реверса переведет рычаг в положение UP.
Запрещается использовать воздушный тормоз на высоте менее 1 000 футов.
Закрылки и предкрылки
У нас в наличии 4 закрылка, 14 «обычных» предкрылок и 2 предкрылка Крюгера.
Управляют этими механизмами с помощью семипозиционного рычага закрылок.
Связь между рычагом и механизацией в нашем умном самолете происходит через FSEU (Flaps and Slats Electronic Unit) – контроллер закрылок и предкрылок.
Индикацию положения закрылок можно наблюдать на EICAS. А индикация предкрылок в нормальном режиме (Primary) работы всего комплекса закрылок и предкрылок не предусмотрена. Ее можно увидеть только в том случае, если что-то пошло не так.
Рычаг в положении 1:
- закрылки не двигаются;
- предкрылки выпускаются в среднее положение;
- выпускаются предкрылки Крюгера.
Рычаг в положении 5:
- закрылки выпускаются в положение 5;
- все предкрылки остаются в среднем положении.
Рычаг в положении 5, 15 или 20
(ВЗЛЕТНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ):
- закрылки выпускаются в соответствующее положение;
- все предкрылки остаются в среднем положении.
Рычаг в положении 25 и 30
(ПОСАДОЧНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ):
- закрылки выпускаются в соответствующее положение;
- предкрылки выпускаются в нижнее положение.
«Защита от дурака»
Закрылки и предкрылки невозможно выпустить на высоких скоростях или на высоте более 20 000 футов.
Значения максимально допустимых скоростей для определенного положения рычага закрылок изображены на трафаретной табличке справа от селектора AUTOBRAKE.
А в диапазоне от 15 до 30 действует активная защита.
Например, если рычаг находится в положении 15, а скорость начала расти и достигла 230 узлов, то закрылки автоматически будут прибраны до 5. Рычаг при этом останется в положении 15, а на EICAS возле индикатора закрылок появится сообщение FLAP RELIEF. Когда скорость упадет ниже 215 узлов, закрылки займут положение согласно положению рычага.
Поскольку предкрылки уменьшают риск сваливания, в случае данной опасности предкрылки выпустятся автоматически. Никакой индикации для этого не предусмотрено.
Запрещается выпускать закрылки на высоте более 20 000 футов!
Режимы работы закрылок и предкрылок
Primary – основной, нормальный режим работы, когда все работает, как задумано. Механизация управляется гидравликой.
Secondary – запасный режим. Гидравлика не используется, вместо нее – электрический привод. Включится автоматически, если работа в режиме Primary будет невозможной.
Alternate – альтернативный, аварийный режим. Тоже используется электрический привод, но отключается контроллер FSEU и рычаг закрылок.
В режиме Alternate механизация управляется через небольшую аварийную панель закрылок, которая расположена справа от рычага закрылок.
Переход в этот режим нужно выполнить вручную. Для этого открываем защитный колпачок над выключателем ALTN FLAPS, нажимаем. Теперь пилот имеет возможность вручную напрямую управлять электрическими приводами для выпуска и уборки механизации с помощью селектора: RET – прибрать закрылки, OFF – отключить электроприводы, EXT – выпустить закрылки.
То есть, пока селектор находится в положении RET или EXT, закрылки будут двигаться до момента, пока селектор вручную не будет переведен в положение OFF. Наблюдать за положением можно на EICAS.
Обратите внимание на то, что индикатор предкрылок (в верхней части) появляется только в режимах Secondary и Alternate.
Не трогать!
В верхней части оверхэда есть такая панель:
Ручонки туда совать не нужно. Эта панель исключительно для наземного обслуживания самолета. Тумблеры отключают гидравлику от системы управления.