FLY-BY-WIRE
Аэродинамические управляющие поверхности – рули, закрылки, элероны и пр. – оперируются электронным комплексом дистанционного управления FLY-BY-WIRE, который исключает использование мускульной силы человека для прямого механического воздействия на эти поверхности.
Пилот, изменяя положение штурвала, посылает сигнал в Actuator Control Electronics (ACE) – блок электронного контроля приводов, который переводит аналоговый электрический сигнал от штурвала в цифровые данные и отправляет в PFC.
Primary Flight Computer (PFC) – главный полетный компьютер – мозг комплекса. PFC постоянно получает данные: о скоростях, об углах атаки, о положении закрылок и инерционные данные.
PFC быстро калькулирует и отправляет сигнал обратно на ACE, который переводит цифровые данные в аналоговые и посылает их на силовое устройство – Power Control Unit – PCU. PCU использует гидравлические приводы и уже непосредственно управляет поверхностями.
У нас на борту четыре АСЕ и три PFC.
«Защита от дурака»
PFC предоставляет «защиту от дурака». От дурака не только в человеческом обличье, но и в виде компьютера. Защита включает в себя:
- защиту от сваливания;
- защиту от превышения допустимой скорости;
- защиту от опасного крена.
Однако дурак человек все равно победит любую защиту:
Руки пилота всегда имеют приоритет над автоматикой и компьютером!
Для того чтобы пилоту преодолеть защиту, он должен приложить к штурвалу или колонке больше физических усилий, чем обычно. Потребность в усилии и сопротивление штурвала образуются благодаря системе ARTIFICIAL FEEL – системе тактильной обратной связи.
Система тактильной обратной связи
Это как Force Feedback на джойстике.
Ни штурвал в реальном самолете, ни игровой джойстик на компьютере не связаны с элеронами и рулями высоты механически – тросами или тягами. Все работает через электронику, и человек не чувствует давления воздуха на управляющие поверхности, как это происходит, например, в самых простых одномоторных самолетах. То есть, например, чем выше скорость, тем интенсивнее поток воздуха воздействует на рули высоты. И, соответственно, пилоту нужно прилагать больше усилий на рулевую колонку, чтобы изменить высоту. В больших самолетах этого нет.
А ведь руки – дополнительный канал информации. Поэтому конструкторы создали для пилотов иллюзию сопротивления воздуха.