Основные показатели работы двигателя: скорость вращения ротора N1 в процентах и температура выхлопных газов – постоянно выводятся на дисплее EICAS.
В верхней части:
TAT (Total Air Temperature) – полная температура потока – температура за бортом, измеренная градусником, обдуваемым встречным ветром.
D-TO – текущий расчетный режим тяги: пониженная (Derated) взлетная тяга (при имитируемой температуре – аssumed air temperature +30°С). Другие варианты:
TO – максимальная взлетная тяга;
CLB – максимальная тяга для набора;
CLB 1 – уменьшенная тяга для набора – 1 (минус 10 процентов от CLB);
CLB 2 – уменьшенная тяга для набора – 2 (минус 20 процентов от CLB);
CON – максимальная продолженная тяга;
CRZ – максимальная крейсерская тяга;
G/A – максимальная тяга для ухода на второй круг.
Рассмотрим поближе индикацию N1.
(1) «Красная линия» – отметка физического предела скорости N1. Дальше – мрачная неизвестность, скорее всего, разрушение какого-то узла двигателя.
(2) Если отметка зеленого цвета – лимит тяги для данного этапа полета: CLB, CRZ и т.д.
Если малинового цвета – командная скорость N1 от FMC для режимов автомата тяги THR или THR REF либо вообще при отключенном автомате тяги.
(3) Командная скорость N1. Текущее положение РУД.
(4) Сектор разницы между текущей и командной скоростями N1.
(5) Максимальная скорость N1.
(6) Командная скорость N1 в процентах.
(7) Текущая скорость N1 в процентах.
(8) Сектор, показывающий текущую скорость.
EAI – включен антиобледенитель двигателей (Engine Anti-Ice).
WAI – включен антиобледенитель крыльев (Wing Anti-Ice).
REV – включен реверс
Желтый цвет – створки реверса в движении.
Зеленый цвет – створки открыты нормально.
Индикация температуры выхлопных газов
1 – отметка желтого цвета – максимально допустимая рабочая температура. Выше этой отметки можно, но недолго.
2 – максимально допустимая температура при взлете.
Третья – дополнительная – отметка появляется, когда рычаги подачи топлива находятся в положении CUTOFF. Эта отметка обозначает предельно допустимую температуру при запуске двигателей.
Если было превышено предельно допустимое значение, то сектор индикатора и прямоугольник вокруг цифр станет красным. Он останется красным и после возращения в допустимый диапазон как напоминание о проблемной точке самолета. Убрать выделение можно, нажав CANC/RCL. Кстати, такой тип аварийной индикации применяется не только для индикации температуры.
Вторичные параметры
Вторичные по значимости параметры двигателя можно увидеть на многофункциональном дисплее, вызвав кнопкой ENG с панели DSP (Display Select Panel).
Вторичные параметры:
◊ скорость вращения ротора N2 (в процентах);
◊ FF – расход топлива (тонн или фунтов в час);
◊ OIL PRESS – давление масла (psi);
◊ OIL TEMP – температура масла (в градусах Цельсия);
◊ OIL QTY – количество масла (в литрах или квартах);
◊ VIB – уровень вибрации (в условных единицах)
N1 или N2 – источник вибрации
BB – источник вибрации не определен.
Компактный монитор параметров двигателей
Компактный монитор вторичных параметров автоматически выводится на EICAS под основными параметрами, если какой-либо из показателей превысил норму, и:
◊ многофункциональный дисплей неисправен;
◊ или на многофункциональном дисплее выведен иной монитор, отличный от монитора параметров двигателей.