Запускать двигатели можно от наземного компрессора, другого двигателя или APU. Запуск от APU – нормальный, штатный запуск.
Двигатель запускается пневматическим стартером, который раскручивает ротор N2. На определенной скорости ротора открывается вентиль подачи топлива, начинают работать электрические свечи и в камере сгорания поджигается керосин. Когда скорость вращения N2 будет равна скорости вращения на малом газу, стартер отключится и свечи обесточатся.
В каждом двигателе по две свечки. На земле используется одна, в воздухе – обе. Чтобы свечи изнашивались равномерно, ЕЕС не использует одну и ту же свечу два старта подряд.
Автоматический запуск
Автозапуск – штатный запуск. Для того чтобы запустить двигатели в автоматическом режиме, нужно:
- убедиться в том, что кнопка AUTOSTART в положении ON;
- убедиться, что РУДы в положении IDLE (малый газ);
- перевести нужный селектор стартера (L или R) в положение START;
- перевести рычаг подачи топлива (L или R) в положение RUN.
Все. Селектор стартера самостоятельно вернется в положение NORM, когда работа двигателя стабилизируется.
Если при автозапуске возникнут какие-то неисправности, то автозапуск будет прерван. После ожидания от 6 до 30 секунд (в зависимости от проблемы) будет предпринята вторая попытка запуска. За ней последняя – третья. Если с третьего раза двигатель не запустится, то топливный вентиль закроется, свечи обесточатся.
Стартер покрутит двигатель, чтобы выгнать остатки топлива, затем отключится, и селектор вернется в положение NORM.
Ручной запуск
Если очень надо вручную, то:
- убедимся, что кнопка автостарта в положении OFF;
- убедимся, что РУДы в положении IDLE;
- переведем селектор стартера (L или R) в положение START;
- найдем индикацию N2 (L или R) и станем следить за ней;
- как только показатель N2 достигнет 22 процентов, переведем рычаг подачи топлива (L или R) в положение RUN;
- через 20 секунд должна увеличиться температура выхлопных газов – EGT;
- следим за остальными параметрами, которые должны расти в пределах допустимого.
Все. Если не завелось с первого раза, то сделаем перерыв 30 секунд перед второй попыткой.
Запуск в полете
Прежде чем запускать двигатель в воздухе, необходимо понять – а почему, собственно, мы оказались в такой ситуации. И если есть угроза возгорания или разрушения, то придется искать ближайший подходящий аэродром и садиться на одном двигателе.
Запуск в воздухе возможен на высоте не более 30 000 футов.
Если решение о запуске принято, то нужно понять, как мы будем запускать двигатель: от стартера или авторотацией.
Запуск от работающего двигателя
Смотрим на шкалу N2 интересующего нас двигателя.
Если над ним высвечены символы X-BLD, значит рекомендуется запуск c помощью стартера, используя отбор от работающего двигателя (CROSSBLEED). Для запуска от авторотации наша скорость недостаточна.
Порядок запуска CROSSBLEED
- Убедимся, что AUTOSTART в положении ON;
- селектор стартера – в положение START;
- рычаг подачи топлива – в положение RUN.
В воздухе AUTOSTART будет запускать двигатель, пока не запустит или пока мы не прекратим эти бессмысленные попытки.
Авторотация
Запускать двигатель в воздухе можно не только с помощью стартера, но и с использованием авторотации (Windmill). Авторотация – когда встречный поток воздуха раскручивает вентилятор двигателя в том же направлении, в котором он вращался в нормальном режиме работы. Мы используем это вращение для запуска, не прибегая к помощи стартера.
Сперва обратим взор на EICAS. Если над индикатором N2 потухшего двигателя нет символов X-BLD, значит на верхнем дисплее EICAS рядом с N1 ищем другие данные: диапазон запуска в полете. Например:
Это значит, что мы находимся на высоте 25 000 и для успешного запуска авторотацией нужно выдерживать скорость в диапазоне 200–300 узлов. Либо мы находимся выше, и FL250 – тот самый эшелон, куда мы должны снизиться и там выдерживать скорость от 200 до 300 узлов.
- Занимаем нужный эшелон и выдерживаем нужную скорость;
- переводим рычаг подачи топлива в положение RUN (стартер НЕ используется);
- ждем.
Запуск встречным потоком – вещь небыстрая. Потребуется 2–3 минуты, чтобы скорость вращения ротора N2 начала расти.