777. Двигатели. ЕЕС

К ОГЛАВЛЕНИЮ БУМАЖНАЯ КНИГА

У нас с вами два реактивных двигателя GE90-90B, которые, как утверждается на момент написания данной книги, – самые мощные в мире в своем классе.

Два ротора, из которых первый – N1 – состоит из вентилятора, компрессора низкого давления и турбины низкого давления. Второй – N2 – состоит из компрессора высокого давления и турбины высокого же давления. Оба ротора соосны, но механически независимы. Кроме этого, ротор N2 вращает редуктор, от которого приводятся в действие всевозможные насосы и генераторы, например, основной электрический генератор, гидравлический и топливный насосы.

Electronic Engine Control

Electronic Engine Control (EEC) – электронная система управления двигателем.

ЕЕС контролирует скорость вращения ротора N1 – основной параметр – и тем самым задает тягу. Это главная функция ЕЕС.

На каждый двигатель – свой контроллер ЕЕС. И потому на потолочной панели мы видим две кнопки переключения режимов ЕЕС.

NORM – нормальный режим, при котором:

РУДами (рычагами управления двигателями) с помощью автомата тяги или вручную задается скорость вращения ротора N1;

ЕЕС постоянно вычисляет максимально допустимую скорость вращения N1 и никогда не позволит превысить данный лимит.

Если в ЕЕС что-то пошло не так, то система самостоятельно переключится в альтернативный режим.

ALTN – альтернативный режим, при котором:

автомат тяги будет продолжать функционировать и даже останется защита от превышения максимально допустимой скорости судна, но ЕЕС перестанет вычислять лимиты тяги и исчезнет защита от чрезмерной тяги.

Если переход ЕЕС в альтернативный режим произошел автоматически, то система перейдет на так называемый уровень контроля SOFT ALTN (на кнопках одновременно будут гореть табло NORM и ALTN).

SOFT ALTN – переходный уровень, где РУДы останутся в таком же положении, в котором находились до возникновения неисправности, а автомат тяги будет поддерживать текущую скорость N1.

Для того чтобы избежать ассиметричной работы двигателей, для восстановления контроля над двигателями и для возобновления полной индикации, необходимо вручную перевести ЕЕС в ALTN HARD режим – перевести кнопки из положения NORM в положение ALTN. На кнопках будет гореть табло ALTN, а NORM погаснет.

В самой верхней части оверхэда есть еще одна панелька с литерами ЕЕС. Руками не трогать – это для наземного обслуживания системы.

Добавить комментарий