Монитор гидравлической системы идеально демонстрирует ее схему. С него и начнем.
Гидравлика нашего воздушного судна состоит трех независимых гидравлических систем.
Левая и правая системы. Давление в них создается насосами, приводимыми в действие двигателями самолета (1) (L ENG и R ENG) и электрическими насосами (2) (L ELEC и R ELEC). Насосы с приводом от двигателей являются основными (Primary), а электрические – резервными насосами (Demand).
Центральная гидравлическая система использует два электрических насоса в качестве основных (3) (ELEC 1 и ELEC 2) и два насоса с пневматическим приводом (AIR C1 и AIR C2) – в качестве резервных (4).
Если в системе выходит из строя основной насос, автоматически включается резервный. Бывают ситуации, когда в помощь к основному автоматически подключается резервный насос (об этом ниже). Дополнительный насос всегда можно подключить принудительно через панель управления гидравликой.
Если символ насоса на схеме перечеркнут крест-накрест, значит насос вышел из строя. Если символ насоса – пустой квадратик, значит он отключен.
(5) – в верхней части монитора расположились потребители гидравлики.
Левая система питает:
- механизм реверса левого двигателя (L REV);
- систему управления самолетом (FLT CTRL).
Правая система питает:
- реверс правого двигателя (R REV);
- систему управления (FLT CTRL);
- основные тормоза основных шасси (NORM BRKS).
Центральная система питает:
- систему управления самолетом (FLT CTRL);
- закрылки и предкрылки (FLAPS);
- выпуск и поворотный механизм шасси (NOSE GEAR & STEERING; MAIN GEAR & STEERING);
- запасные и резервные тормоза (ALTN/RSV BRAKES).
Любая из этих трех систем в одиночку способна полноценно питать систему управления: элероны, рули, стабилизатор, флапероны и спойлеры.
(6) – Ram Air Turbine (RAT) – пропеллер, который автоматически вывалится из брюха самолета, если внезапно пропадет давление во всех трех системах. Этот удивительный прибор – последняя надежда – будет вращаться на встречном ветру и создавать в центральной гидравлической системе небольшое давление, которого хватит на основные органы управления. Дополнительная информация о нем – в разделе «Электрическая система».
(7) – два изолирующих клапана (ISLN) разделяют центральную систему на две подсистемы. Это происходит автоматически. К этим клапанам пилоты не имеют доступа из кабины.
(8) – аварийные клапаны (SOV – Shut Off Valve) изолируют магистраль гидравлики, если пожарный рычаг соответствующего двигателя вытянут на себя. Естественно, насос, приводимый в действие аварийным двигателем, отключается.
(9) – гидравлический резервуар системы. Число в середине показывает количество жидкости, где 1 равно 100 процентам. Соответственно, 0.73 означает 73 процента.
LO – мало жидкости (Low). Появляется только в воздухе.
RF – мало жидкости (Refill). Только на земле.
OF – слишком много жидкости (Overfill).
(10) – давление в соответствующей системе в PSI. Ненормальное давление – желтый цвет; критически ненормальное – красный.
Монитор STAT
Часть информации о состоянии гидравлики выводится на монитор STAT. Тут все понятно без объяснений.