777. Электрика. Постоянный ток (DC). Standby Power. RAT

К ОГЛАВЛЕНИЮ БУМАЖНАЯ КНИГА

Постоянный ток (DC)

Все переключения внутри цепей постоянного тока происходят автоматически – без участия человека.

Источники постоянного тока – два аккумулятора – основная батарея и батарея APU. Батарея APU питает электростартер и контроллер APU. Основная батарея – вещь более занятая. Она питает шину резервного питания, через которую сможет обеспечить электротоком основные системы самолета на короткий период времени, если все иные источники будут неисправны.

Даже если вы обесточите самолет и отключите батарею от сети, она все равно будет подавать напряжение на так называемую «горячую» шину батареи (Hot Battery Bus), которая питает ADIRU – Air Data Inertial Reference Unit – (если он включен на своей панели), огнетушители в двигателях и в APU.

Перед уходом не забывайте выключать ADIRU! Иначе посадите аккумулятор.

Standby Power System – резервные источники

Если вдруг вы потеряли все основные генераторы, APU и запасные генераторы, то подключается система резервного питания, которая имеет в своем распоряжении главную аккумуляторную батарею и еще одно весьма любопытное устройство – RAT (о котором ниже).

Система резервного питания обеспечивает критически важных потребителей:

  • переменного тока: центральная ILS, радиоальтиметр, маркерный приемник (левый), транспондер (левый), VOR приемник (левый) и свечи зажигания двигателей;
  • постоянного тока: авионика и FMC.

Поскольку главной батареи надолго не хватит, ей на помощь приходит RAT.

RAT – ветрогенератор

И, наконец, вишенка на торте. Если оба основных генератора вышли из строя, на обеих шинах переброски (TRANSFER BUSSES) отсутствует электричество и во всех трех гидравлических системах упало давление, то из брюха нашего самолета вывалится генератор с пропеллером – Ram Air Turbine (RAT). Набегающий поток воздуха вращает пропеллер, и самолет получает немного электроэнергии и немного давления в гидравлическую систему. При этом давление создается только в центральной гидравлической системе и только для основных элементов системы управления самолетом.

Что касается электричества, то этот генератор дает менее одной десятой мощности обычного генератора.

Пропеллер вываливается автоматически, но пилот всегда может вручную запустить сей симпатичный девайс с помощью кнопки на гидравлической панели. Табло PRESS на кнопке говорит о том, что устройство выпущено и дает давление не менее 1500 psi в центральную гидравлическую систему. Табло UNLKD будет сигнализировать о том, что RAT не в сложенном положении. Спрятать обратно турбину можно только на земле.


На потолочной панели есть тумблер STANDBY POWER. Трогать его не надо, он для обслуживания судна на земле. Нормальное положение – AUTO, когда к шине резервного питания в случае потери нормальных источников автоматически будет подключена батарея. OFF – отключение шины резервного питания. BAT – ручное подключение батареи к шине резервного питания при условии, что иные источники не подключены.

Добавить комментарий