Как вы, наверное, уже заметили, двигателей у 747-го – четыре штуки. Четыре турбовентиляторных двигателя, которые питаются керосином высокой очистки класса «JET».
Electronic Engine Control (EEC) – электронное устройство, которое регулирует подачу топлива и, соответственно, меняет скорость вращения турбины. Это его основная функция.
Кроме того, ЕЕС следит за тем, чтобы обороты не превысили допустимые лимиты, управляет автозапуском двигателей, реверсом, согласует скорость вращения с количеством отбираемого воздуха и, что очень важно, позволяет пилоту управлять двигателями с помощью электроники, исключая любые механические воздействия со стороны человека.
ЕЕС получает данные от:
- РУДов;
- FMC;
- Air Data Computer;
- Многочисленных сенсоров.
На каждый двигатель – свой контроллер ЕЕС. И поэтому на оверхэде мы видим 4 кнопки включения-выключения контроллеров.
NORM – EEC работает в штатном режиме. Нормальное положение.
ALTN – альтернативный режим, при котором отключается контроль за лимитами, и пилот самостоятельно следит за максимально допустимой скоростью. В этот режим ЕЕС переключится автоматически, если работа в нормальном режиме станет невозможной. Однако можно выбрать этот режим вручную.
На самом верху оверхэда есть еще переключатели с маркировкой ЕЕС. Не надо туда совать руки – это отключение питания для ЕЕС. Нам это не понадобится.