737. Чем дышат пассажиры и что такое пак (pack)?

К ОГЛАВЛЕНИЮ БУМАЖНАЯ КНИГА

Самолет должен быть герметичен. На высоте более 2400 метров начинается гипоксия – нехватка кислорода. Причем человек этого не замечает, а потом внезапно теряет сознание. Кроме того, при резком изменении высоты может случиться такая неприятная вещь, как баротравма.

Возникает вопрос – а чем дышать? Не брать же с собой кислород – дорого и опасно. Кислород, конечно, есть, но он хранится для экстренных случаев, вроде пожара и разгерметизации.

Воздух отбирают от двигателей. Не выхлопной газ, конечно. В двигателях достаточно чистого воздуха. Воздух отбирается, охлаждается, поступает в коллектор, а оттуда идет в кабину и салон, попутно смешиваясь с горячим воздухом в пропорциях, нужных для поддержания заданной температуры.

Пак – кондиционер. Воздух, который поступает из двигателя, имеет очень высокую температуру, стало быть, его нужно остудить. В паке горячий воздух проходит две ступени. На первой ступени происходит охлаждение за счет воздуха извне: в корпусе самолета есть воздухозаборники (RAM Doors), которые «черпают» ледяной воздух за бортом, а тот, в свою очередь проходит через систему трубок. Эти трубки охлаждают проходящий мимо них горячий поток. На второй ступени воздух попадает в турбохолодильник (Air Cycle Machine), где его очень сильно разреживают, и за счет этого температура опускается почти до нулевой отметки (ищите в учебнике по физике закон Бойля-Мариотта). Охлажденный воздух концентрируется в коллекторе, откуда и подается в салон и кабину. Но прежде, чем попасть туда, к охлажденному воздуху примешивается горячий, который тоже отобрали от двигателей, но который проходит мимо холодильника-пака.

 

Двигатели запускаются с помощью пневматического стартера, которому, естественно, тоже нужен воздух. Много воздуха. И перед стартом двигателей мы перекрываем паки, чтобы создать в воздушном канале давление, необходимое для работы стартера. При этом, конечно, воздух из того канала, где перекрыт пак, в салон не поступает. Одного пака достаточно, чтобы пассажиры и экипаж могли свободно дышать.

(Статья написана под редакцией Окань Дениса)

Добавить комментарий