737. Запуск двигателей

К ОГЛАВЛЕНИЮ БУМАЖНАЯ КНИГА

Философия тут такая. В основе всего – электричество. У нас есть аккумуляторная батарея, с помощью которой мы запустим ВСУ (APU), а она даст нам электричество и сжатый воздух. С помощью воздуха мы раскрутим турбины двигателей, пустим туда керосин и подожжем его. Двигатели запустятся и начнут давать нам не только тягу, но опять же – много электричества и еще больше воздуха.

Однако есть несколько важных моментов, о которых нужно помнить:

1. Перед любыми действиями с топливом – запуском ВСУ или двигателей – необходимо убедиться в том, что система пожарного оповещения и огнетушители исправны. Это нужно сделать один раз.

2. В темном и холодном (есть такой термин – «dark and cold») самолете перед началом всех действий убедитесь, что все органы управления механизацией соответствуют положению самой механизации. То есть: шасси выпущены – значит ручка выпуска шасси должна быть в нижнем положении, закрылки на «0» – значит рычаг закрылок находится в положении «0» и т.д.

3. В темном и холодном самолете перед началом всех действий проверьте состояние органов управления двигателями и ВСУ: РУДы должны быть на «нуле», стартовые рычаги в положении «Cutoff», переключатели запуска двигателей – «Off» и т.д.

4. Перед подключением батареи к сети нужно отключить все то, что съедает драгоценные вольты: электрические двигатели гидравлики (в первую очередь!), обогрев окон, наружный свет, дворники на окнах и т.д.

5. После каждого ключевого действия и перед ним (например, запуск ВСУ или двигателей) нужно проводить визуальную инспекцию всех систем.

Начинаем осматривать с потолочной панели – пять рядов сверху-вниз. Потом – все приборы перед собой, затем – справа от себя.

Поехали.

◊ Отключаем электрические приводы гидравлических насосов (1) – OFF.

◊ Все тумблеры на панели контроля отбора воздуха (2) ставим в положение OFF.

◊ Все топливные насосы (3) – OFF.

◊ Cтартеры двигателей в среднем положении – AUTO или OFF (4) (5) (в зависимости от модели).

◊ Проверяем, что РУДы стоят на «холостом ходу».

◊ Подключаем аккумуляторную батарею. (6) Самолет ожил. Смотрим на вольтметр. У нас должно быть не менее 23 вольт, чтобы запустить ВСУ. Закрываем крышечку над тумблером батареи.

◊ STANDBY POWER (7) переводим в режим AUTO, тем самым батарея будет готова выполнить функцию резервного питания, а также начнет заряжаться, как только появится другой источник питания. Рядом будут гореть два табло DRIVE: не смущаемся, пока не обращаем на это внимания. И ни в коем случае не открываем крышки над тумблерами DISCONNECT.

◊ BUS TRANSFER на электрической панели (8) в положение AUTO.

◊ Включаем задний (AFT) топливный насос левого бака. (3) Ждем секунд 20.

◊ Тумблер APU (9) жмем вниз – в положение START. На некоторое время загорится табло LOW OIL PRESSURE – это нормально: потом погаснет. Следим за индикатором температуры газов APU (10) – температура должна расти. Вначале она скакнет до 600-800 градусов, потом должна стабилизироваться (около 400).

◊ Когда APU окончательно запустится, на электрической панели (8) подсветится синее табло APU GEN OFF BUS. Значит, APU начала вырабатывать электрический ток, но еще не подключена к сети самолета. Чтобы подключить, переводим тумблеры APU GEN в положение ON.

◊ На панели контроля отбора воздуха (2) включаем отбор от APU – APU BLEED ON. ISOLATION VALVE SWITCH – в положение OPEN (на старых моделях – с 300 по 500 серию – в положение AUTO). При этом переключатели паков кондиционера должны быть в положении AUTO. Этими действиями мы начали кондиционирование воздуха с помощью APU.

◊ Электричество у нас есть, воздух есть. Включаем наружный свет: POSITION в положение STEADY.

◊ Включаем гидравлические насосы ELEC 1 и ELEC 2 (1).

◊ IRS (11) переводим в положение NAV.

◊ Включаем YAW DAMPER (15).

◊ Начинаем работать с FMC. (Смотри главу «FMC: просто»).

◊ Когда FMC к полету готов и разрешение на запуск двигателей получены, проверяем: все окна и двери должны быть закрыты, пассажиры на местах, а багаж загружен. Смотрим – нет ли под колесами шасси тормозных башмаков.

◊ Включаем табло FASTEN SEAT BELTS.

Включаем огни ANTI COLLISION. Включаем EMER EXIT LIGHTS в положение ARMED. Если вы стоите возле здания аэропорта, то нужно отбуксироваться на безопасное расстояние, прежде чем заводить двигатели.

◊ Начинаем заводить двигатель № 1 – тот, что слева.

◊ На панели отбора воздуха (2) переключаем тумблеры паков в положение OFF. Следим за давлением в магистрали, оно должно быть не менее 30 psi.

◊ Включаем все остальные топливные насосы. (3)

◊ Переключатель запуска двигателя №1 (4) ставим в положение GRD.

◊ Смотрим на EICAS, точнее – на число N2 (обороты турбины высокого давления) (12). Ждем, когда число достигнет 25.

◊ Обороты 25 – поднимаем стартовый рычаг двигателя 1 в положение IDLE (13). Следим за индикатором температуры газов двигателя, которая должна расти (14).

◊ Когда обороты будут около 50 процентов, переключатель запуска двигателя (4) вернется в положение AUTO. Теперь будем запускать правый двигатель.

◊ Переключатель запуска двигателя №2 (5) ставим в положение GRD.

◊ Обороты N2 больше 25 – поднимаем стартовый рычаг двигателя №2 в положение IDLE (13). Когда обороты будут около 50, переключатель запуска двигателя вернется в положение AUTO.

◊ Оба пака на панели контроля отбора воздуха и ISOLATION VALVE SWITCH ставим в положение AUTO (2).

◊ На той же панели (2) включаем отбор воздуха от двигателей: тумблеры BLEED 1 и 2 – в положение ON. И тут же отключаем отбор воздуха от APU.

◊ На электрической панели (8) ставим тумблеры GEN 1 и GEN2 в положение ON, тем самым запитываем сеть самолета от основных генераторов.

◊ Отключаем APU – просто щелкаем тумблером (9) в положение OFF. Через минуту APU отключится.

◊ На панели герметизации (16) выставляем эшелон полета (FLT ALT) и высоту превышения аэродрома назначения (LAND ALT). Переключатель режимов – в положение AUTO.

◊ При необходимости включаем WING ANTI-ICE и ENG ANTI-ICE.

◊ Оглядим оверхэд на предмет красных и желтых табло. Если таковые есть, исправляем ситуацию.

◊ Включаем иллюминацию: TAXI, а если ночь, то LOGO и WING.

◊ Все. Можно двигаться к взлетной полосе. Даем газу, чтобы самолет тронулся с места, потом опускаем РУДы так, чтобы сильно не разгоняться и не остановиться на повороте.

Тут главное понять принцип, а не тупо запомнить – какие кнопки нажимать. Если поймете принцип, то будете этот аппарат летательный заводить в два пинка.

Добавить комментарий