Статья интересна и универсальна тем, что дает представление о работе метеолокатора фирмы Collins – самого распространенного на самолетах серии Boeing 7*7.
Погодный радар или метеолокатор состоит из двух приемопередающих блоков (LR/T и RR/T), одной антенны и панели управления радаром.
Данные выводятся на два навигационных дисплея независимо друг от друга, когда те работают в режимах PLAN, VOR CTR и APP CTR.
Плоская антенна, спрятанная под носовым обтекателем, излучает сигнал частотой 9.345 ГГц. Антенна движется влево-вправо в горизонтальной плоскости, совершая 12 циклов в минуту, сканируя при этом сектор в 160 градусов. Угол луча по вертикали составляет 3 градуса. Дальность – 320 морских миль.
Радар обнаруживает капли дождя, град, турбулентность, но не видит туман и облака. Кроме того, радар прекрасно замечает такие объекты на земле, как горы, промышленные объекты, высотные здания и береговую линию.
При крене и тангаже стабилизатор радара поддерживает положение антенны относительно горизонта, если тангаж не превышает 25 градусов, а крен – 40°.
Угол наклона антенны по вертикали можно регулировать вручную, причем с двух рабочих мест.
Когда антенна поворачивается в одну сторону, она сканирует пространство с углом, заданным одним пилотом, а когда движется в обратную сторону, то наклоняется в соответствии с установками другого пилота.
Включается погодный радар кнопкой WXR на панели EFIS.
Радар предназначен исключительно для определения метеорологической обстановки и отображения земной поверхности. Погодный радар нельзя использовать как средство предупреждения столкновения с другими воздушными судами или землей!
Панель погодного радара
Панель состоит из двух половинок. LEFT предназначена для настроек отображения метеообстановки на левом навигационном дисплее, RIGHT – на правом.
(1) Два регулятора на одной оси.
Внутренний (регулятор меньшего диаметра) – настройка чувствительности приемника (GAIN). Центральное положение (V – в положении на 12 часов) – режим авто. Против часовой стрелки до упора – минимальная чувствительность. По часовой – максимальная.
Внешний регулятор – регулировка наклона антенны (TILT). От 15° – вниз (DN), до 15° – вверх (UP).
(2) Переключатель режимов радара:
TFR (Transfer) – перенос настроек с противоположного навигационного дисплея на свой;
WX – отображение метеообстановки;
WX+T (Turbulence) – отображение метеообстановки плюс отображение зон турбулентности;
Турбулентность «прощупывается» на расстоянии не более 40 миль.
Для определения зон турбулентности в этих зонах обязательно должны присутствовать взвешенные частицы. Погодный радар не видит турбулентности чистого неба!
MAP – режим отображения земной поверхности.
GCS (Ground Clutter Suppression) – подавление помех, вызванных близостью земли.
(3) Выбор приемопередающего блока: левый или правый.
(4) TEST – выводит красивую пеструю картинку на навигационный дисплей.
Обозначение метеообстановки
Черный фон – чисто. Ничего нет. Или что-то есть, но очень незначительное.
Зеленый цвет – слабый уровень осадков. От 0.7 до 4 мм/ч.
Желтый – средний уровень осадков. От 4 до 12 мм/ч.
Красный – сильный уровень осадков. От 12 мм/ч и выше.
Малиновый – зона опасной турбулентности.
Наземные объекты
Черный цвет – спокойные поверхности океанов, морей, крупных водоемов, радиолокационные тени или отсутствие сигнала.
Зеленый – незастроенные участки суши, среднепересеченная местность, береговая черта морей и крупных водохранилищ.
Желтый (ниже биссектрисы луча сканирования) или красный (выше биссектрисы луча сканирования) – города, промышленные объекты, крупные сооружения, возвышенности.
Сообщения на навигационном дисплее
Помните, что на навигационном дисплее погода НЕ отображается в режимах PLAN, CTR VOR, CTR APP и ILS.