Flight Mode Annunciator – индикатор (сигнализатор) режимов полета. FMA постоянно сообщает пилоту, как и что (или кто) управляет самолетом.

Значение каждого сообщения необходимо знать назубок.
Вы должны уметь пробежать глазами строку и сразу же понять, что происходит с вами и самолетом.
У FMA пять колонок. Каждая колонка – для определенной информации:

Первая строка – текущий (активный) режим.
Вторая строка – армированный («взведенный» или «подготовленный к автоматической активации») режим.
Когда активирован новый режим, вокруг его индикации на 10 секунд появится белая рамка.
Колонка номер 1
Здесь находится информация о состоянии тяги и автомата тяги.
Индикация | Значение |
MAN TOGA | Белая в рамке. Автомат тяги армирован. РУД в положении TOGA |
MAN FLX 47 | Белая в рамке. Автомат тяги армирован. РУД в положении FLX/MCT. В MCDU задана температура FLEX |
MAN MCT | Белая в рамке. Автомат тяги армирован. РУД в положении FLX/MCT |
MAN THR |
Белая в рамке.
Автомат тяги армирован. РУД выше
отметки CL (два двигателя рабочих), или РУД выше отметки FLX/MCT (один двигатель нерабочий) |
THR MCT | Автомат тяги активен. Один двигатель нерабочий. РУД стоит в положении FLX/MCT |
THR CLB | Автомат тяги активен. РУД в положении CL |
THR IDLE | Автомат тяги активен. Тяга – малый газ («холостой ход») |
THR LVR | Автомат тяги активен. РУД ниже положения CL или ниже положения FLX/MCT с одним нерабочим двигателем. Тяга регулируется положением РУД |
SPEED или MACH | Автомат тяги активен и поддерживает заданную скорость |
A.FLOOR | Автомат тяги активен. Заданная тяга – взлетная (TOGA), сработала защита от сваливания |
TOGA LK | Автомат тяги активен. Опасность сваливания миновала (см.выше), но автомат зафиксировал тягу в предыдущем безопасном значении |
LVR CLB | Белая и мигает. Необходимо перевести РУД в положение CL |
LVR MCT | Белая и мигает. Необходимо перевести РУД в положение FLX/MCT (только с одним рабочим двигателем) |
LVR ASYM | Положение одного рычага РУД отличается от другого (а оба двигателя в норме) – асимметрия |
THR LK | Оранжевая и мигает. Автомат тяги отключен либо вручную, либо неисправен. При этом оба РУД в положении CL (два двигателя рабочие) либо один – FLX/MCT (при одном нерабочем двигателе) |
Индикация на две колонки: первую и вторую:
MACH SEL:0.7 или SPEED SEL:260 | MACH SEL – cкорость полета на эшелоне, которая была задана в MCDU на страничке PERF CRZ. SPEED SEL – cкорость полета на эшелоне, которая была задана в MCDU на страничке PERF CRZ, или скорость полета в наборе, которая была задана на стр. PERF CLIMB |
Колонка номер 2
Здесь находится индикация вертикальных режимов полета.
Индикация | Значение |
SRS | SRS – Speed Reference System. Активируется при переводе РУД в положение TOGA или FLX/MCT (если температура FLEX задана). Выдерживается тангаж, чтобы при взлете скорость была V2+10 (с 2-мя двигателями) или V2 (с одним). При уходе на второй круг тангажом будет выдерживаться скорость, которая была до перевода РУД в положение TOGA, но не ниже VAPP |
CLB | Активен режим набора высоты (Climb). Селектор ALT на FCU в положении MANAGED (нажат). Обязательно наличие активного полетного плана. Ограничения по высоте на пути следования учитываются. CLB может быть армированным режимом |
OP CLB | Активен режим «открытого» набора высоты (Open Climb). В MCDU задана конечная высота набора. Селектор ALT на FCU в положении SELECTED (вытянут). Ограничения по высоте на пути следования игнорируются |
ALT и ALT * | Выдерживается высота, заданная на FCU. Звездочка (*) говорит о том, что идет процесс выхода на заданную высоту. ALT может быть армированным режимом. Если ALT малинового цвета во второй строке – по полетному плану скоро будет ограничение по высоте |
ALT
CST и ALT CST * | Выдерживается некое ограничение по высоте, прописанное в полетном плане. Звездочка (*) говорит о том, что идет процесс выхода на высоту ограничения |
ALT CRZ | Режим полета на эшелоне |
DES | Активен режим снижения (Descent). В MCDU задана высота ниже текущей. Селектор ALT на FCU в положении MANAGED (нажат). Обязательно наличие активного полетного плана. Ограничения по высоте на пути следования учитываются. DES может быть армированным режимом |
OP DES | Активен режим «открытого» снижения (Open Descent). В MCDU задана высота ниже текущей. Селектор ALT на FCU в положении SELECTED (вытянут). Ограничения по высоте на пути следования игнорируются |
G/S * | Идет процесс захвата глиссады |
G/S | Самолет идет по глиссаде. G/S может быть армированным режимом |
V/S + 1200 | Задана и активна скорость набора или снижения (вертикальная скорость). Здесь: идет набор (+) со скоростью 1200 футов в минуту |
FPA – 3.0° | Задан и активен вектор набора/снижения. Здесь: идет снижение (минус) с вектором 3 градуса |
EXP CLB | На FCU нажата кнопка EXPED, и самолет набирает высоту, заданную на FCU со скоростью Green Dot. Любые ограничения по высоте будут игнорированы |
EXP DES | На FCU нажата кнопка EXPED, и самолет снижается на высоту, заданную на FCU со скоростью 0.8М/340 узлов, но так, чтобы перегрузка была выше 0.15g. Любые ограничения по высоте будут проигнорированы |
FINAL | Армированный режим захода на посадку без ILS. Кнопка APPR на FCU нажата. Обязательно наличие армированного горизонтального режима APP NAV. Тогда в активном режиме будет выглядеть как FINAL APP на две колонки – на вторую и третью |
Индикация на две колонки: вторую и третью
FINAL APP | Активен заход на посадку без ILS. Кнопка APPR на FCU нажата |
LAND | Режим посадки (ниже 400 футов по РА) |
FLARE | Выравнивание самолета по своей поперечной оси относительно поверхности ВПП для касания |
ROLLOUT | В момент посадки самолет выравнивается по оси полосы |
Колонка номер 3
Здесь находится индикация горизонтальных режимов полета.
Индикация | Значение |
RWY | Во время взлета выдерживается направление взлетной полосы (полоса должна быть оборудована курсовым маяком) |
RWY TRK | Включается после отрыва на высоте 30 футов по РА. Самолет летит тем же направлением, что и при разбеге |
HDG | На FCU вручную был введен курс и самолет следует ему. Селектор – в положении SELECTED (вытянут) |
TRACK | На FCU вручную был введен путевой угол и самолет следует ему. Селектор – в положении SELECTED (вытянут) |
NAV | Самолет следует маршрутом, указанным в MCDU (F-PLAN или DIR-TO). NAV может быть армированным режимом |
LOC * | Идет процесс захвата курсового маяка |
LOC | Судно следует на курсовой маяк. LOC может быть армированным режимом |
APP NAV | На FCU была нажата кнопка APPR, и самолет выполняет заход на посадку в режиме, отличном от ILS. APP NAV может быть армированным режимом |
GA TRK | В воздухе с выпущенными закрылками РУД был переведен в положение TOGA. Поддерживается путевой угол, который был до перехода в режим TOGA |
Колонка номер 4
Здесь находится информация о заходе на посадку.
Индикация | Значение |
CAT 3 DUAL | Посадка по ILS, когда оба автопилота включены и кнопка APPR нажата |
CAT 3 SINGLE | Посадка по ILS, когда один автопилот включен и кнопка APPR нажата |
CAT 2 | Посадка по ILS, когда один автопилот включен и кнопка APPR нажата, а автомат тяги отключен или неисправен |
CAT 1 | Посадка по ILS, когда оба автопилота отключены и кнопка APPR нажата |
MDH 820 | Минимум по радиовысотометру для неточной системы посадки |
MDA 820 | Минимум по уровню моря для неточной системы посадки. Задается в MCDU на странице PERF APPR в ячейке MDA |
DH 820 | Минимум по радиовысотометру для точной системы посадки. Задается в MCDU на странице PERF APPR в ячейке DH |
DA 820 | Минимум по уровню моря для точной системы посадки |
Колонка номер 5
Здесь находится информация о степени автоматизации полета.
Индикация | Значение |
Первая строка – состояние автопилотов | |
AP 1 + 2 | Активны автопилот 1 и 2 |
AP 1 | Активен автопилот 1 |
АР 2 | Активен автопилот 2 |
Вторая строка – состояние директорного управления | |
1FD2 | Директоры активны на обоих PFD |
–FD2 | Директор активен только на правом PFD |
1FD– | Директор активен только на левом PFD |
–FD– | С двух сторон FD отключены |
2FD– | Нештатная ситуация. Например, система директорного управления номер 1 вышла из строя, а второй пилот отключил свой FD |
Третья строка – состояние автомата тяги | |
A/THR | Белым цветом – автомат тяги активен Синим – автомат тяги армирован |
Читаю вашу бумажную книгу по A320 и не могу толком понять значение слова “армированный” в данном контексте. Или “может быть армированным режимом”. Например “MAN TOGA – Белая в рамке. Автомат тяги армирован. РУД в положении TOGA”. РУД армирован – значит управляется автоматически? Можете объяснить другими словами?
“Армированный” – калька от слова “Armed”. Термин именно в таком виде популярен и понятен среди симмеров. Означает “взведенный”, “подготовленный”. (Капкан в лесу ставят “армированным” – взведенным.) Боинговский англо-русский словарь дает следующее значение: “ARM – подготовить к работе”. Здесь, в тексте, “армированный режим” означает режим, который будет активным при наступлении определенного условия. Я не применяю слово “взведенный”, потому что оно слишком “механическое”, а слово “подготовленный к работе” – очень неточное и не отражает суть.