A320. FMA – Сигнализатор режимов полета

К ОГЛАВЛЕНИЮ БУМАЖНАЯ КНИГА

Flight Mode Annunciator – индикатор (сигнализатор) режимов полета. FMA постоянно сообщает пилоту, как и что (или кто) управляет самолетом.

Значение каждого сообщения необходимо знать назубок.

Вы должны уметь пробежать глазами строку и сразу же понять, что происходит с вами и самолетом.

У FMA пять колонок. Каждая колонка – для определенной информации:

Первая строка – текущий (активный) режим.

Вторая строка – армированный («взведенный» или «подготовленный к автоматической активации») режим.

Когда активирован новый режим, вокруг его индикации на 10 секунд появится белая рамка.

Колонка номер 1

Здесь находится информация о состоянии тяги и автомата тяги.

Индикация Значение
MAN
TOGA
Белая в рамке. Автомат тяги армирован. РУД в положении TOGA
MAN
FLX 47
Белая в рамке. Автомат тяги армирован. РУД в положении FLX/MCT. В MCDU задана температура FLEX
MAN
MCT
Белая в рамке. Автомат тяги армирован. РУД в положении FLX/MCT
MAN
THR
Белая в рамке. Автомат тяги армирован. РУД выше отметки CL (два двигателя рабочих),
или РУД выше отметки FLX/MCT (один двигатель нерабочий)
THR
MCT
Автомат тяги активен. Один двигатель нерабочий. РУД стоит в положении FLX/MCT
THR
CLB
Автомат тяги активен. РУД в положении CL
THR
IDLE
Автомат тяги активен. Тяга – малый газ («холостой ход»)
THR
LVR
Автомат тяги активен. РУД ниже положения CL или ниже положения FLX/MCT с одним нерабочим двигателем. Тяга регулируется положением РУД
SPEED
или
MACH
Автомат тяги активен и поддерживает заданную скорость
A.FLOOR Автомат тяги активен. Заданная тяга – взлетная (TOGA), сработала защита от сваливания
TOGA LK Автомат тяги активен. Опасность сваливания миновала (см.выше), но автомат зафиксировал тягу в предыдущем безопасном значении
LVR CLB Белая и мигает. Необходимо перевести РУД в положение CL
LVR MCT Белая и мигает. Необходимо перевести РУД в положение FLX/MCT (только с одним рабочим двигателем)
LVR ASYM Положение одного рычага РУД отличается от другого (а оба двигателя в норме) – асимметрия
THR LK Оранжевая и мигает. Автомат тяги отключен либо вручную, либо неисправен. При этом оба РУД в положении CL (два двигателя рабочие) либо один – FLX/MCT (при одном нерабочем двигателе)

Индикация на две колонки: первую и вторую:

MACH SEL:0.7 или SPEED SEL:260 MACH SEL – cкорость полета на эшелоне, которая была задана в MCDU на страничке PERF CRZ. SPEED SEL – cкорость полета на эшелоне, которая была задана в MCDU на страничке PERF CRZ, или скорость полета в наборе, которая была задана на стр. PERF CLIMB

Колонка номер 2

Здесь находится индикация вертикальных режимов полета.

Индикация Значение
SRS SRS – Speed Reference System. Активируется при переводе РУД в положение TOGA или FLX/MCT (если температура FLEX задана). Выдерживается тангаж, чтобы при взлете скорость была V2+10 (с 2-мя двигателями) или V2 (с одним). При уходе на второй круг тангажом будет выдерживаться скорость, которая была до перевода РУД в положение TOGA, но не ниже VAPP
CLB Активен режим набора высоты (Climb). Селектор ALT на FCU в положении MANAGED (нажат). Обязательно наличие активного полетного плана. Ограничения по высоте на пути следования учитываются. CLB может быть армированным режимом
OP CLB Активен режим «открытого» набора высоты (Open Climb). В MCDU задана конечная высота набора. Селектор ALT на FCU в положении SELECTED (вытянут). Ограничения по высоте на пути следования игнорируются
ALT
и
ALT *
Выдерживается высота, заданная на FCU. Звездочка (*) говорит о том, что идет процесс выхода на заданную высоту. ALT может быть армированным режимом. Если ALT малинового цвета во второй строке – по полетному плану скоро будет ограничение по высоте
ALT CST
и
ALT CST *
Выдерживается некое ограничение по высоте, прописанное в полетном плане. Звездочка (*) говорит о том, что идет процесс выхода на высоту ограничения
ALT CRZ Режим полета на эшелоне
DES Активен режим снижения (Descent). В MCDU задана высота ниже текущей. Селектор ALT на FCU в положении MANAGED (нажат). Обязательно наличие активного полетного плана. Ограничения по высоте на пути следования учитываются. DES может быть армированным режимом
OP DES Активен режим «открытого» снижения (Open Descent). В MCDU задана высота ниже текущей. Селектор ALT на FCU в положении SELECTED (вытянут). Ограничения по высоте на пути следования игнорируются
G/S * Идет процесс захвата глиссады
G/S Самолет идет по глиссаде. G/S может быть армированным режимом
V/S
+ 1200
Задана и активна скорость набора или снижения (вертикальная скорость). Здесь: идет набор (+) со скоростью 1200 футов в минуту
FPA – 3.0° Задан и активен вектор набора/снижения. Здесь: идет снижение (минус) с вектором 3 градуса
EXP CLB На FCU нажата кнопка EXPED, и самолет набирает высоту, заданную на FCU со скоростью Green Dot. Любые ограничения по высоте будут игнорированы
EXP DES На FCU нажата кнопка EXPED, и самолет снижается на высоту, заданную на FCU со скоростью 0.8М/340 узлов, но так, чтобы перегрузка была выше 0.15g. Любые ограничения по высоте будут проигнорированы
FINAL Армированный режим захода на посадку без ILS. Кнопка APPR на FCU нажата. Обязательно наличие армированного горизонтального режима APP NAV. Тогда в активном режиме будет выглядеть как FINAL APP на две колонки – на вторую и третью

Индикация на две колонки: вторую и третью

FINAL APP Активен заход на посадку без ILS. Кнопка APPR на FCU нажата
LAND Режим посадки (ниже 400 футов по РА)
FLARE Выравнивание самолета по своей поперечной оси относительно поверхности ВПП для касания
ROLLOUT В момент посадки самолет выравнивается по оси полосы

Колонка номер 3

Здесь находится индикация горизонтальных режимов полета.

Индикация Значение
RWY Во время взлета выдерживается направление взлетной полосы (полоса должна быть оборудована курсовым маяком)
RWY TRK Включается после отрыва на высоте 30 футов по РА. Самолет летит тем же направлением, что и при разбеге
HDG На FCU вручную был введен курс и самолет следует ему. Селектор – в положении SELECTED (вытянут)
TRACK На FCU вручную был введен путевой угол и самолет следует ему. Селектор – в положении SELECTED (вытянут)
NAV Самолет следует маршрутом, указанным в MCDU (F-PLAN или DIR-TO). NAV может быть армированным режимом
LOC * Идет процесс захвата курсового маяка
LOC Судно следует на курсовой маяк. LOC может быть армированным режимом
APP NAV На FCU была нажата кнопка APPR, и самолет выполняет заход на посадку в режиме, отличном от ILS. APP NAV может быть армированным режимом
GA TRK В воздухе с выпущенными закрылками РУД был переведен в положение TOGA. Поддерживается путевой угол, который был до перехода в режим TOGA

Колонка номер 4

Здесь находится информация о заходе на посадку.

Индикация Значение
CAT 3 DUAL Посадка по ILS, когда оба автопилота включены и кнопка APPR нажата
CAT 3 SINGLE Посадка по ILS, когда один автопилот включен и кнопка APPR нажата
CAT 2 Посадка по ILS, когда один автопилот включен и кнопка APPR нажата, а автомат тяги отключен или неисправен
CAT 1 Посадка по ILS, когда оба автопилота отключены и кнопка APPR нажата
MDH 820 Минимум по радиовысотометру для неточной системы посадки
MDA 820 Минимум по уровню моря для неточной системы посадки. Задается в MCDU на странице PERF APPR в ячейке MDA
DH 820 Минимум по радиовысотометру для точной системы посадки. Задается в MCDU на странице PERF APPR в ячейке DH
DA 820 Минимум по уровню моря для точной системы посадки

Колонка номер 5

Здесь находится информация о степени автоматизации полета.

Индикация Значение
Первая строка – состояние автопилотов
AP 1 + 2 Активны автопилот 1 и 2
AP 1 Активен автопилот 1
АР 2 Активен автопилот 2
Вторая строка – состояние директорного управления
1FD2 Директоры активны на обоих PFD
–FD2 Директор активен только на правом PFD
1FD– Директор активен только на левом PFD
–FD– С двух сторон FD отключены
2FD– Нештатная ситуация. Например, система директорного управления номер 1 вышла из строя, а второй пилот отключил свой FD
Третья строка – состояние автомата тяги
A/THR Белым цветом – автомат тяги активен Синим – автомат тяги армирован

2 thoughts on “A320. FMA – Сигнализатор режимов полета”

  1. Читаю вашу бумажную книгу по A320 и не могу толком понять значение слова “армированный” в данном контексте. Или “может быть армированным режимом”. Например “MAN TOGA – Белая в рамке. Автомат тяги армирован. РУД в положении TOGA”. РУД армирован – значит управляется автоматически? Можете объяснить другими словами?

    1. “Армированный” – калька от слова “Armed”. Термин именно в таком виде популярен и понятен среди симмеров. Означает “взведенный”, “подготовленный”. (Капкан в лесу ставят “армированным” – взведенным.) Боинговский англо-русский словарь дает следующее значение: “ARM – подготовить к работе”. Здесь, в тексте, “армированный режим” означает режим, который будет активным при наступлении определенного условия. Я не применяю слово “взведенный”, потому что оно слишком “механическое”, а слово “подготовленный к работе” – очень неточное и не отражает суть.

Добавить комментарий