777. EFIS и тачпад

К ОГЛАВЛЕНИЮ БУМАЖНАЯ КНИГА

EFIS Control Panel

EFIS (Electronic Flight Instrument System) – это вся электронная система пилотажных приборов, а мы рассмотрим панель управления этой системой. Такая панель – пульт управления навигационным и основным дисплеями.

Черные сноски – все, что относится к навигационному дисплею; белые – к основному дисплею.

① Ручка настройки высоты принятия решения.

Кроме ручки настройки высоты здесь же находятся еще два переключателя.

Переключатель RADIO – BARO. Выбор между радиоальтиметром и барометрическим альтиметром. Кнопка RST (Reset) отключает мигающее на PFD предупреждение о достижении высоты DH, вторым нажатием убирает отображение высоты DH с дисплея совсем.

❷ ❾ Переключатель отображения информации о приеме сигнала с радиомаяка VOR или NDB. Для получения информации приемники NAV (для VOR) и ADF (для NDB) должны быть настроены на частоты этих маяков.

❸ Кнопки вывода дополнительной информации на навигационном дисплее.

WXR – выводит на экран погодную карту с погодного радара.

STA – выводит на экран все радионавигационные точки (Stations) из базы данных FMC.

WPT – показывает все маршрутные точки (Waypoints) из базы данных FMC, которые не являются частью нашего маршрута.

ARPT – показывает аэродромы.

DATA – информация о времени прибытия в точки нашего маршрута и ограничения по высоте в данных точках (либо заданная высота).

POS – показывает навигационные средства и радиалы на маяки VOR, а также положение судна, определенное с помощью GPS и ADIRU.

TERR – показывает рельеф местности.

④ FPV – кнопка включения/выключения отображения вектора траектории (Flight path vector) на основном дисплее.

❺ Переключатель режимов навигационного дисплея.

❻ Переключатель масштаба отображения на навигационном дисплее: радиус 10 миль, радиус 20 миль и так далее. TFC (Traffic) – кнопка включает отображение трафика.

⑦ Кнопка включения/выключения метрической шкалы на основном дисплее.

⑧ Ручка задатчика давления на барометрическом альтиметре. Здесь же:

IN и HPA – переключатель между дюймами ртутного столба и гектопаскалями;

STD – кнопка переключения альтиметра на стандартное давление – 29.92 дюймов ртутного столба (inHg).

Тачпад

Вообще-то он называется не тачпад, а Cursor Control Device (CCD) – устройство управления курсором.

У вас есть два монитора на мультифункциональном дисплее, оперировать которыми можно только с помощью курсора: электронный чек-лист (CHKL) и монитор связи (COMM).

Тачпадов две штуки, но одновременно на центральном нижнем дисплее может использоваться только один. Кто последним воспользовался устройством и нажал LWR CTR, того и курсор. Курсоры капитана и второго пилота внешне отличаются.

Одновременно использовать курсоры можно, если КВС и второй пилот используют разные дисплеи и разные мониторы.

Например, КВС использует курсор на центральном нижнем дисплее, оперируя электронным чек-листом, а второй пилот – на «своем» дисплее – справа (INBD), работая с разделом COMM.

A. Кнопки выбора дисплея, на котором появится курсор.

B. Собственно, сам тачпад.
По нему можно возить пальцами.
А можно поставить палец в любой из четырех углов,
и курсор немедленно переместиться в соответствующий угол дисплея.

C. Кнопка CCD.
То же самое, что и кнопка на мышке – служит для того, чтобы кликать ею по выбранной зоне или символу.

Добавить комментарий