EFIS Control Panel
EFIS (Electronic Flight Instrument System) – это вся электронная система пилотажных приборов, а мы рассмотрим панель управления этой системой. Такая панель – пульт управления навигационным и основным дисплеями.
Черные сноски – все, что относится к навигационному дисплею; белые – к основному дисплею.
① Ручка настройки высоты принятия решения.
Кроме ручки настройки высоты здесь же находятся еще два переключателя.
Переключатель RADIO – BARO. Выбор между радиоальтиметром и барометрическим альтиметром. Кнопка RST (Reset) отключает мигающее на PFD предупреждение о достижении высоты DH, вторым нажатием убирает отображение высоты DH с дисплея совсем.
❷ ❾ Переключатель отображения информации о приеме сигнала с радиомаяка VOR или NDB. Для получения информации приемники NAV (для VOR) и ADF (для NDB) должны быть настроены на частоты этих маяков.
❸ Кнопки вывода дополнительной информации на навигационном дисплее.
WXR – выводит на экран погодную карту с погодного радара.
STA – выводит на экран все радионавигационные точки (Stations) из базы данных FMC.
WPT – показывает все маршрутные точки (Waypoints) из базы данных FMC, которые не являются частью нашего маршрута.
ARPT – показывает аэродромы.
DATA – информация о времени прибытия в точки нашего маршрута и ограничения по высоте в данных точках (либо заданная высота).
POS – показывает навигационные средства и радиалы на маяки VOR, а также положение судна, определенное с помощью GPS и ADIRU.
TERR – показывает рельеф местности.
④ FPV – кнопка включения/выключения отображения вектора траектории (Flight path vector) на основном дисплее.
❺ Переключатель режимов навигационного дисплея.
❻ Переключатель масштаба отображения на навигационном дисплее: радиус 10 миль, радиус 20 миль и так далее. TFC (Traffic) – кнопка включает отображение трафика.
⑦ Кнопка включения/выключения метрической шкалы на основном дисплее.
⑧ Ручка задатчика давления на барометрическом альтиметре. Здесь же:
IN и HPA – переключатель между дюймами ртутного столба и гектопаскалями;
STD – кнопка переключения альтиметра на стандартное давление – 29.92 дюймов ртутного столба (inHg).
Тачпад
Вообще-то он называется не тачпад, а Cursor Control Device (CCD) – устройство управления курсором.
У вас есть два монитора на мультифункциональном дисплее, оперировать которыми можно только с помощью курсора: электронный чек-лист (CHKL) и монитор связи (COMM).
Тачпадов две штуки, но одновременно на центральном нижнем дисплее может использоваться только один. Кто последним воспользовался устройством и нажал LWR CTR, того и курсор. Курсоры капитана и второго пилота внешне отличаются.
Одновременно использовать курсоры можно, если КВС и второй пилот используют разные дисплеи и разные мониторы.
Например, КВС использует курсор на центральном нижнем дисплее, оперируя электронным чек-листом, а второй пилот – на «своем» дисплее – справа (INBD), работая с разделом COMM.
A. Кнопки выбора дисплея, на котором появится курсор.
B. Собственно, сам тачпад.
По нему можно возить пальцами.
А можно поставить палец в любой из четырех углов,
и курсор немедленно переместиться в соответствующий угол дисплея.
C. Кнопка CCD.
То же самое, что и кнопка на мышке – служит для того, чтобы кликать ею по выбранной зоне или символу.