777. Система дисплеев

К ОГЛАВЛЕНИЮ БУМАЖНАЯ КНИГА

Дисплей и монитор

Давайте сразу разберемся с терминологией. В тексте данной книги ДИСПЛЕЙ – электронное устройство, предназначенное для вывода информации, экран. А МОНИТОР – это живая, активная схема некой системы с параметрами и переменными. Эта схема отображает состояние данной системы в текущий момент. Таким образом, на электронном дисплее пилот может наблюдать монитор и «мониторить», то есть контролировать некую систему. Одно из значений глагола «monitor» – контролировать.

Однако, поскольку существуют устойчивые термины «Primary Flight Display» и «Navigation Display», мы будем называть их «Основной дисплей» и «Навигационный дисплей», соответственно.

Система дисплеев

У экипажа в распоряжении шесть жидкокристаллических дисплеев.

По умолчанию на крайних дисплеях (Outboard) 1 и 4 выводится PFD или Primary Flight Display, или Основной пилотажный дисплей, или просто – Основной дисплей. Второй от борта (Inboard) – 2 и 3ND или Navigation Display, или Навигационный дисплей. В центре (5) – EICAS, а ниже его (6) – MFD или Multifunctional Display, или Многофункциональный дисплей.

На многофункциональный дисплей можно выводить так называемые «сводные мониторы» или «Системные мониторы» (Synoptic Displays), которые отображают состояние систем: электрической, воздушной, топливной, положение механизации, дверей, шасси и т.д. и т.п. Контроль за отображением этих мониторов определяется с панели управления мониторами – DSP (Display Select Panel), о которой поговорим чуть позже.

Поскольку чисто физически и конструктивно все эти шесть дисплеев совершенно одинаковы, пилот может выбрать, что где показывать. Для этого, кроме DSP, существует переключатель INBOARD DISPLAY, с помощью которого можно «переключать каналы» на дисплеях 2 и 3, а также передавать на панель DSP управление этими дисплеями.

Переключатель INBOARD DISPLAY

У каждого пилота свой INBOARD DISPLAY. Нам, конечно, интереснее тот, что слева – капитанский, который на схеме обозначен номером 2.

PFD – в этом положении дисплей 1 гаснет, а PFD выводится на дисплей 2.

NAV – первое нормальное положение, когда на дисплее 2 демонстрируется картинка навигационного дисплея.

MFD – второе нормальное положение переключателя, когда управление дисплеем 2 передается на панель DSP. А там по умолчанию включен навигационный дисплей.

EICAS – ясно, что в этом положении на дисплей номер 2 выводится EICAS.

PFD автоматически будет переключен на INBOARD DISPLAY (номер 2), если OUTBOARD дисплей (1) выйдет из строя. Вне зависимости от положения этого переключателя.

Display Select Panel

DSP или панель управления мониторами.

Три верхние кнопки – выбор дисплея:

L INBD – дисплей 2 (см. схему вверху)

LWR CTR – дисплей 6. Штатно все системные мониторы выводятся именно здесь.

R INBD – дисплей 3.

Выбранный дисплей будет подсвечен индикаторной лампочкой над кнопкой.

Все остальные прямоугольные кнопки – выбор системного монитора на заданном дисплее.

ENG – вывод вторичных данных о двигателях: N2, FF, OIL, VIB и т.п.

STAT – вывод монитора статистики со следующими данными: состояние гидравлики, APU, количество кислорода, некоторые системные сообщения.

ELEC – монитор электрической системы.

HYD – монитор гидравлической системы.

FUEL – монитор топливной системы.

AIR – монитор пневматической системы.

DOOR – монитор положения дверей и люков.

GEAR – монитор состояния тормозов и положения шасси.

FCTL – монитор состояния системы управления.

CHKL – электронный чеклист.

COMM – монитор связи.

NAV – навигационный дисплей.

В некоторых моделях может быть установлена кнопка САМ, которая выводит изображение с внешних видеокамер наблюдения.

Круглая кнопка CANC/RCL – Cancel/Recall – служит для того, чтобы удалять сообщения на EICAS. Сообщений может быть много, и нажатием кнопки удаляются те, которые уже выведены на дисплей. Вместо них будут показаны сообщения, которые на дисплей не поместились. Когда экран будет чистым, нажатием этой же кнопки можно вернуть все удаленные сообщения (потому что они не стираются, а просто убираются с экрана).

Красные сообщения EICAS убрать таким способом невозможно. Они будут маячить до тех, пока не будет устранена проблема, о которой они сигнализируют.

Условные обозначения на мониторах систем

Возьмем абстрактный кусок:

Линии ЗЕЛЕНОГО цвета означают движение жидкостей или воздуха по трубам или электричества по проводам.

Линии БЕЛОГО цвета означают трубы или провода, по которым ничего не течет.

1 – квадрат означает насос или генератор.

2 – квадрат с палочкой означает работающий насос или генератор.

3 – перечеркнутый квадрат означает, что генератор или насос неисправен.

4 – круг с отрезком означает вентиль. Если отрезок поперек труб, то вентиль закрыт.

5 – если отрезок соединяет трубы или провода, значит вентиль открыт.

6 – так обозначен электрический выключатель в положении ВЫКЛ.

7 – а так – выключатель в положении ВКЛ.

К мониторам систем мы вернемся в соответствующих главах.

Добавить комментарий