A320. Навигационное оборудование. ADIRS. ADIRU

К ОГЛАВЛЕНИЮ БУМАЖНАЯ КНИГА

Штурманов в самолетах сейчас нет. Их заменило современное навигационное оборудование.

К навигационному оборудованию судна относятся:

  • ADIRS;
  • GPS приемники;
  • навигационные радиоприемники;
  • радиоальтиметр;
  • PFD и ND (о них – в отдельных главах);
  • резервные приборы.

ADIRS

ADIRS – Air Data and Inertial Reference System – совмещенная система воздушных сигналов и инерциальная система.

Выдает информацию о температуре, ветре, давлении и, самое главное, инерционные параметры.

Информацию используют: PFD, ND, FMGC, FADEC, ATC, GPWS и др.

Состоит из следующих компонентов:

  • трех одинаковых ADIRU – блоков инерциальной навигационной системы;
  • двух GPS приемников;
  • четырнадцати наружных сенсоров и датчиков, которые фиксируют скорость, угол атаки, давление, температуру;
  • панели ADIRS.

ADIRU

Каждый ADIRU состоит из двух частей: Air Data Reference и Inertial Reference

Air Data Reference (ADR) собирает и обрабатывает информацию от всевозможных датчиков, закрепленных снаружи. Выдает следующую информацию:

  • барометрическая высота;
  • воздушная скорость;
  • число Маха;
  • угол атаки;
  • температура.

Inertial Reference (IR) – опорная инерциальная система – любопытное устройство. Во время предполетной подготовки на земле, обязательно в неподвижном самолете, в систему ADIRU вводятся текущие координаты. Далее ADIRU использует гравитацию Земли для задания начального положения самолета относительно поверхности и использует вращение Земли для определения географического северного полюса. ADIRU «знает», как и в какую сторону вращается планета Земля, поэтому может самостоятельно определить широту.

После этого процесса, который называется «согласование», до следующего «согласования» на земле IRS никаких данных не получает.

Сложная система электронных сенсоров и лазерных гироскопов отслеживает движение самолета по всем трем осям: X, Y, Z от парковки в аэропорту «А» до парковки в аэропорту «В». Слово «опорная» в русском названии этого прибора означает, что он опирается в своих вычислениях на одну точку – начальную.

Выдает:

  • положение ВС в пространстве;
  • вектор полета;
  • путевой угол;
  • курс;
  • ускорение;
  • путевую скорость;
  • координаты;
  • угловую скорость.

Панель ADIRS

(1) Селектор DATA, которым выбирают информацию для отображения на дисплее (0):

TEST – тестирование табло панели. Загораются все элементы на дисплее (0) и зеленые огоньки на клавишах ENT и CLR.

TK/GS – показывает истинный путевой угол (относительно географического севера) и путевую скорость.

PPOS – показывает текущие координаты судна.

WIND – показывает истинное направление и скорость ветра.

HDG – показывает истинный курс, а если идет согласование инерциальной системы – то еще и минуты, которые остались до конца согласования.

STS – показывает системные коды. Например:

  • 01 – неисправность панели.
  • 02 – неисправность IR.
  • 03 – движение воздушного судна во время согласования.
  • 04 – согласование не удалось.
  • 08 – требуется ввести текущие координаты.
  • 09 – требуется ввести курс.

(2) Селектор выбора ADIRU для отображения на дисплее.

OFF – отключение питания от панели ADIRS.

1, 2 или 3 – выбор ADIRU.

(3) Табло, которое сообщает, что какой-то из ADIRU питается от аккумуляторов, а не как положено – от сети.

(4) Табло FAULT/ALIGN. Относится только к IR – Опорной инерциальной системе.

FAULT – неисправность IR. Если мигает, то можно восстановить через переход в режим ATT (см. ниже).

ALIGN – согласование. Если мигает, то либо согласование не удалось, либо о нем вообще позабыли. Если горит не мигая, то, значит, идет нормальное согласование.

(5) Главный селектор панели ADIRS.

OFF – ADIRU выключено.

NAV – нормальный режим. ADIRS обеспечивает самолет всей необходимой информацией.

ATT – аварийный режим. Если система утратила способность к навигации, то в этом положении можно вручную ввести курс. ATT будет выдавать только информацию о положении в пространстве (авиагоризонт) и курс.

(6) Кнопки отключения блока ADR от системы. Относится только к ADR – системе сбора и обработки информации с датчиков.

В отключенном состоянии горит табло OFF, в случае неисправности – FAULT.

(7) Клавиатура. Литеры N,W, E и S – стороны света для ввода координат. H – сокращение от Heading – курс – для ввода курса в режиме ATT. Клавиша CLR – стереть, удалить набранные данные с дисплея. Индикатор на клавише CLR горит, если формат набранных данных не верен. Индикатор на клавише ENT (Enter) горит, если данные на дисплее набраны, но не введены в ADIRS.

Процедура согласования ADIRS

Главные селекторы на панели ADIRS следует перевести в положение NAV сразу же, как только появился постоянный источник питания.

Для согласования самолет должен стоять на земле неподвижно. Любое движение автоматически перезапускает процесс согласования, поэтому нужно согласовывать ADIRS до запуска двигателей, стоя на парковочном тормозе или с колодками под шасси.

Существуют два вида согласования: полное и быстрое.

Полное нужно делать перед первым вылетом дня либо в том случае, если в ходе предыдущего полета возникали неприятности с навигационным оборудованием.

Во всех остальных случаях можно выполнить быстрое согласование.

Согласование

1. Переведите все три селектора в положение OFF.

2а. Если требуется быстрое согласование, то переведите селекторы из положения OFF в положение NAV в течение 5 (пяти) секунд.

2б. Если требуется полное согласование, то подождите пять секунд и после переведите селекторы в положение NAV.

3. Откройте страницу INIT A на MCDU. Выберите команду ALIGN IRS.

4. Табло ALIGN будет гореть до тех пор, пока не закончится согласование.

Переход в режим АТТ

1. Максимально выровняйте судно относительно плоскости земли. Используйте для этого резервный авиагоризонт, который есть в любом самолете помимо основного дисплея (кстати, на нем есть и альтернативный задатчик барометрической высоты – не забывайте о нем, вовремя вводите в него данные).

2. Не меняйте курс.

3. На панели ADIRS выберите режим АТТ.

4. Держите самолет ровно, не меняя скорости в течение 30 секунд (после этого на основном дисплее появится авиагоризонт).

5. На резервном компасе смотрите текущий магнитный курс.

6. Откройте страницу DATA в MCDU, найдите пункт меню IRS MONITOR, найдите ячейку A/C HEADING и забейте туда курс.

7. Поскольку ветер будет сносить самолет, то введенный курс каждые 10 минут необходимо будет сравнивать с показаниями резервного компаса.


После завершения полета, если вы собираетесь полностью заглушить самолет, нужно перевести селекторы в положение OFF и следить за табло. Там начнется обратный отсчет процесса выключения системы. Раньше, чем закончится этот отсчет, не следует отключать электричество в самолете.

Добавить комментарий