А320. Радио. Обзор. Радиопанель

К ОГЛАВЛЕНИЮ БУМАЖНАЯ КНИГА

NDB маяки вещают на частоте 190-1750 кГц;
MLS: 5031-5090.7 МГц;
VOR: 108-117.95 МГц;
ILS: 108.10-111.95 МГц.
Голосовой радиообмен (VHF): 118-137 МГц.
Короткие волны (HF): 2-30 МГц

У пилотов есть два средства голосовой связи: интерфон и радиосвязь.

Интерфон – проводной телефон, с помощью которого можно связаться с бортпроводниками в салоне и со специалистами на земле, обслуживающими самолет.

Кроме того, через интерфон пилоты могут обратиться к пассажирам.

Второй тип связи использует радиоволны.

Вся связь управляется через две панели: радиопанель и аудиопанель. У нас три радиопанели и три аудиопанели.

Радиопанель

Частота задается в правом окне (1) селектором (2) (внешним кольцом настраиваются целые числа, внутренним – дробные). Кнопкой переброса (3) частота переносится в рабочее окно (4).

Всего у нас на борту 3 УКВ-радиостанции (VHF) и 2 КВ-радиостанции (HF). Штатно с радиопанели капитана настраивают радиостанцию VHF1. С панели второго пилота – VHF2. И с радиопанели, которая расположена на поточном пульте – VHF3 или HF1. Но всегда с любой радиопанели можно выбрать любую радиостанцию, нажатием кнопки (5): VHF1, VHF2, VHF3, HF1 или HF2.

Однако, если кто-то выбрал не «свою» радиостанцию, загорится индикатор SEL (6).

(7) АМ – амплитудная модуляция – режим, который выбирают для работы на КВ-радиостанции. Сейчас опустим подробности.

Штатно частоты навигационных приемников (ILS, VOR и т.п.) настраиваются через MCDU (об этом мы говорили в главе «Фаза первая. Предполетная подготовка. Шаг 3. Работа с компьютером»). Но если компьютер неисправен, то можно использовать для настройки радиопанель. Для этого нажимают кнопку NAV (8), закрытую предохранительным колпачком. Тем самым MCDU окончательно отключается от управления навигационными приемниками. Далее выбирают один из четырех таких приемников (9).

VOR – прием сигнала от всенаправленного азимутального радиомаяка.

ADF – радиопеленгатор для приема сигнала от NDB – приводного радиомаяка.

ILS – в окне (1) выбирается частота ILS, перебрасывается в рабочее окно (4), а затем в окне (1) задается путевой угол ILS. Путевой угол будет иметь вид типа: С-186.

MLS – Microwave Landing System – новая система посадки, которая должна в перспективе заменить ILS. В симуляторах пока не встречается.

(10) BFO – Beat Frequency Oscillator. Если выбран ADF приемник, то в некоторых случаях нужно включить функцию BFO, чтобы услышать идентификатор, который передается кодом Морзе.

Ну и наконец, тумблер (11) включает всю эту музыку.

Итак, радиопанель служит для настройки частот. А контроль над приемом и передачей осуществляется через аудиопанель.

Добавить комментарий