Тормоза
Основные шасси имеют карбоновые дисковые тормоза. Носовое шасси в прямом смысле без тормозов.
Основные (NORMAL) тормоза запитаны от правой гидравлической системы. Запасные (ALTERNATE) – от центральной системы. Схему питания тормозов можно увидеть на мониторе гидравлики. Переключение от основной системы к запасной происходит автоматически.
Неотъемлемой частью основной тормозной системы является гидравлический аккумулятор – BRAKE ACCUMULATOR – небольшая емкость, в которой правой гидравлической системой поддерживается давление 3000-3500 PSI.
Если правая и центральная гидравлические системы отключены или вышли из строя, то аккумулятор может быть использован для торможения и постановки на парковочный тормоз.
На панели перед командиром есть манометр, который показывает состояние аккумулятора.
Противоюзовая система защищает самолет от скольжения на мокрой полосе и юза, конечно. Если какое-нибудь из 14-ти колес вращается быстрее остальных, то срабатывает тормоз этого колеса, сбрасывая его скорость вращения. Одинаковая скорость вращения всех колес обеспечивает полный контроль над самолетом во время движения по полосе.
Монитор шасси и тормозов
(1) – положение люков ниш шасси. Заштриховано – люк открыт. CLOSED – закрыт.
(2) – температура тормоза. Показано в условных единицах от 0 до 9.9. Нормальная температура – пустой прямоугольник.
(3) – температура высокая – выше 3.0 – полностью белый прямоугольник.
(4) – температура критическая – выше 5.0 – желтая колодка.
(5) – цифра показывает давление внутри шины. Если давление будет ненормальным, то цифры станут желтыми для всех шин, которые сидят на одной оси – (6).
(7) – BRAKE – неисправен тормоз на данном колесе.
(8) – ASKID – противоюзовая система на данном колесе неисправна.
Парковочный тормоз
Парковочный тормоз управляется рычагом и педалями.
Для постановки на парковку нужно нажать и держать педали, затем потянуть рычаг вверх до фиксации.
Чтобы снять самолет с парковочного тормоза, просто нажмите на педали.
Автоматическое торможение
RTO – максимальное давление на тормоза в случае прерванного взлета. Такое давление будет приложено, если РУД будут сброшены на малый газ на скорости выше 85 узлов.
RTO можно отключить:
◊ переведя селектор в положение OFF;
◊ или убрав рычаг спойлеров в положение DOWN;
◊ или нажав на педали.
После нормального взлета RTO переводится в положение OFF автоматом. OFF – не только выключение, но еще и перезагрузка системы автоматического торможения.
1, 2, 3, 4, MAX AUTO – степени автоматического торможения при посадке. Чем выше число, тем сильнее усилие при торможении.
1 – торможение с плавным усилением эффекта на сухих длинных полосах с отличным коэффициентом трения.
2 и 3 – торможение с бóльшим усилением эффекта. Рекомендуемые степени торможения для нормальной посадки в нормальных условиях.
4 – торможение с большим эффектом для торможения на мокрых и скользких полосах, или на коротких полосах при скорости выше нормальной посадочной, или с низким коэффициентом трения.
MAX AUTO – максимальное усилие для минимального пробега. Более сильное давление может дать только ручное (точнее – ножное) торможение педалями. При нормальной посадке на сухую полосу не используется.
DISARM – отключение системы автоматического торможения и тормозного усилия на колеса.
Процесс автоматического торможения начинается после касания, если РУД в положении IDLE, а колеса начали вращаться.