Система в А318, A319 и А320
Топливо доставляется к двигателям с помощью насосов. Эти насосы создают движение керосина путем повышения его давления.
Каждый бак оборудован двумя такими насосами. Насосы работают постоянно. Причем те насосы, что в крыльях, создают давление ниже, чем насос в центральном баке. Поэтому первым расходуется топливо из центрального бака (Center tank). Как только в центральном баке закончится топливо, тут же без промедления в двигатели начнет поступать керосин из внутренних баков в крыльях (Inner tank).
Как только во внутренних баках останется примерно 750 кг керосина, автоматически откроются перепускные клапаны, и топливо из внешних баков (Outer tank) польется во внутренние.
Если все насосы выйдут из строя, то можно питать двигатели топливом из баков в крыльях, откуда оно будет попадать в двигатели за счет силы тяжести.
Системы аварийного слива топлива в нашем самолете нет. Поэтому случись чего, придется его вырабатывать.
Система в А321
В А321 в каждом крыле находится только один бак – один большой вместо двух поменьше.
Вместо того, чтобы питать двигатели напрямую из центрального бака, здесь топливо из центрального перекачивается в баки крыльев. Они и питают двигатели.
В А321 тоже есть дренажный бак и система рециркуляции.
Система рециркуляции топлива
У керосина, кроме прямого своего назначения – гореть в камере сгорания, в нашем самолете есть еще одна функция – охлаждение электрических генераторов.
Во время полета керосин охлаждается – так чего добру пропадать?! Холодное топливо поступает в теплообменник генератора, охлаждает его, затем часть топлива направляется в камеру сгорания, а другая – в дренажные баки.
Система не работает во время взлета и посадки и если температура керосина выше 52°С.
Кран кольцевания
Кран кольцевания или X-FEED позволяет объединить трубопроводы правой и левой систем в единую. И тогда, например, один бак может питать оба двигателя. При нормальной работе системы кран закрыт.
Дренажный бак
Попробуйте пить что-нибудь из бутылки, не пропуская туда воздух. Пластиковая бутылка сомнется, а из стеклянной пить не получится. Так и в баках. Нужен дренаж – сообщение внутреннего пространства бака с внешним миром.
Естественно, что в дренажные каналы попадает топливо. И для того чтобы топливо не вылилось наружу, оно собирается в дренажный бак.
Почему вырабатывают или сливают топливо?
Для каждого самолета существует максимально допустимый вес при посадке.
Если вес выше, то существует опасность разрушения самолета. Кроме того, керосин – штука опасная при неконтролируемом разливе. Поэтому его или аварийно сливают, или вырабатывают, чтобы общая масса самолета соответствовала максимально допустимой при посадке.