Защита ниш шасси
В нишах основных шасси тоже есть датчики высокой температуры, но отсутствуют огнетушители. Помните, что даже очень сильно разогретые тормоза шасси никогда не вызовут срабатывания пожарной сигнализации. Если поступил сигнал о пожаре в нише шасси, то это именно пожар и именно в самой нише. А в нише носового шасси датчиков нет.
Защита грузовых отсеков
У нас есть три грузовых отсека: два в задней части (AFT и BULK), один в передней (FWD). Два отсека в задней части с точки зрения пожарных – единый отсек – AFT. Воздух в каждой зоне тщательно «обнюхивается» фотоэлементами на предмет дыма.
Как только где-то появляется дым, срабатывает сигнализация и (кроме звукового сигнала и сообщения EICAS) на пожарной панели на оверхэде загорается красным кнопка-табло FWD (носовой отсек) или AFT (кормовой отсек).
Нам в этом случае следует нажать соответствующую кнопку ARM и тем самым:
- армировать огнетушители;
- отключить вентиляторы рециркуляции;
- отключить систему отопления грузовых отсеков;
- уменьшить нагрузку на паки – воздух только для поддержания герметизации;
- отключить вентиляцию камбузов и туалетов (при пожаре в кормовом отсеке);
- перевести систему охлаждения оборудования в режим OVERRIDE (при пожаре в носовом отсеке).
И после этого можно загасить пожар огнетушителями.
У нас их пять штук. При нажатии кнопки DISCH сразу выстреливают два. Остальные три начнут выливать точно такой же бромтрифторметан в грузовой отсек только через 20 минут. Если в течение этих 20 минут мы успели сесть, то из этих трех выстрелит только один.
Защита туалетов
Курить в самолете нельзя, но некоторым очень хочется это сделать. И делают они это в туалете, полагая, что никто не заметит.
Ха-ха-ха-ха!
Датчик дыма:
- посылает сигнал пилотам на EICAS;
- включает громкий звуковой сигнал в салоне;
- зажигает сигнальные лампы над дверью туалета и на панели бортпроводника.
Отдельно – не связанный с датчиком, над ведром для использованных салфеток и туалетной бумаги под раковиной находится огнетушитель, который автоматически выстреливает фреоном, если температура вокруг него повышается. Огнетушитель закреплен так, чтобы тушить пожар в мусорном ведре.
Выстрел этого огнетушителя нигде не фиксируется и не сигнализируется. Поэтому состояние огнетушителя можно определить только по внешним признакам: по изменению цвета горловины огнетушителя или состоянию специальной индикаторной наклейки на мусорном ведре.
Защита комнаты отдыха
Датчики дыма в комнате отдыха экипажа в случае задымления сигнализируют пилотам на EICAS. А для борьбы с огнем используются ручные огнетушители.
Ручное тестирование противопожарной системы
Кнопка FIRE/OVHT TEST – нажать и держать.
Что мы увидим и услышим:
- пожарный звонок;
- в нише носового шасси включается ревун (снаружи, естественно);
- на EICAS сообщение красным: FIRE TEST IN PROG;
- табло WARNING;
- подсветка пожарных рычагов ENG и APU;
- подсветка кнопок FWD и AFT CARGO FIRE;
- в нише носового шасси табло APU FIRE;
- подсветка рычагов FUEL CONTROL.
Когда тест окончится, на EICAS сообщение FIRE TEST IN PROG сменится сообщением FIRE TEST PASS – если тестирование завершено успешно, или FIRE TEST FAIL – если были выявлены неполадки. Кнопку можно отпустить.