Traffic Collision Avoidance System – Система предупреждения столкновения самолетов в воздухе.
TCAS опрашивает окружающее пространство на предмет наличия иных самолетов, на которых установлены транспондеры. Те транспондеры отвечают, и на основе этих ответов наш TCAS выстраивает трехмерную карту, где отмечены иные ВС, расстояния от них до нас, направления движения и высота. Исходя из этих данных, которые постоянно обновляются, TCAS высчитывает наименьшее расстояние, на котором будут друг от друга наше и иные воздушные суда – «Точку наибольшего сближения».
Если на ином воздушном судне нет транспондера, то TCAS такой самолет не увидит.
Кроме того, вокруг нашего самолета, в зависимости от скорости и высоты, система определяет условное конфликтное пространство. Нахождение иного воздушного судна внутри или поблизости с конфликтным пространством представляет потенциальную угрозу для нашего воздушного судна.
Панель транспондера
XPNDR L или R – выбор транспондера – левый или правый.
ALT SOURCE – выбор источника информации о положении судна, которую будет транслировать транспондер.
NORM – ADIRU (Air Data Inertial Reference Unit). По умолчанию.
ALTN – SAARU (Secondary Attitude And Air Data Reference Unit). Альтернативный источник.
IDENT – принудительная передача в эфир кода ответчика.
Два безымянных селектора служат для набора кода.
И, наконец, главный переключатель режимов:
STBY – отключение ответчика и TCAS. При предполетной подготовке транспондер находится в положении STBY.
ALT RPTG OFF – прибор не транслирует информацию о высоте.
XPNDR – работает только ответчик, TCAS отключен.
TA ONLY – на дисплеях будет показано только движение Traffic Advisory. Никаких визуальных и голосовых рекомендаций не отдается.
TA/RA – нормальный режим работы прибора.
* * *
Для отображения всей воздушной обстановки на навигационном дисплее необходимо нажать кнопку TFC на панели EFIS.
* * *
Перед взлетом селектор вручную переводится в режим TA/RA и тем самым армируется. Транспондер перейдет в этот режим, как только шасси оторвутся от взлетной полосы.
* * *
TFC прекрасно уживается с погодным радаром.
Всего различают четыре типа конфликтного воздушного пространства с точки зрения опасности столкновения: RA, TA, Proximate, Other. Они как матрешки – одно внутри другого. Самое маленькое и самое опасное – RA.
Resolution Advisories
RA – Resolution Advisories – красный уровень опасности – Warning. Это значит, что прогноз расхождения нашего самолета с другим – не очень благоприятный. И за 15–35 секунд до того момента, когда иной самолет окажется в Точке наибольшего сближения, на основном и навигационном дисплеях появится визуальная информация об опасности, а из динамиков будет дана голосовая рекомендация.
На PFD картина выглядит следующим образом:
Эти несвойственные нормальному полету элементы красного цвета показывают опасную зону. Соответственно, по авиагоризонту мы должны снижаться так, чтобы оставаться вне этого усеченного конуса. А на шкале вариометра показана опасная вертикальная скорость, и, стало быть, в нашем примере БЕЗопасная вертикальная скорость начинается где-то от минус 2000 и ниже.
Почти все голосовые рекомендации по избежанию столкновения имеют своей целью побудить пилота следовать данной схеме. В нашем примере мы услышим голосовой сигнал «DESCENT, DESCENT», что означает изменение тангажа и вывод судна из опасного красного конуса.
Таких конусов может быть две штуки одновременно: вверху и внизу. Соответственно, пилот должен удерживать самолет так, чтобы находиться между ними.
Для того чтобы выполнить указания TCAS, необходимо вручную отключить автопилот!
Символы TCAS на навигационном дисплее и голосовые рекомендации рассмотрим чуть ниже.
Traffic Advisories
TA – Traffic Advisories – желтый уровень опасности – Caution. Есть возможность очень опасного сближения.
Предупреждение появится за 20–48 секунд до Точки наибольшего сближения.
Proximate
Proximate – близкий. То есть расстояние до другого ВС не более 6 миль по горизонтали и не более 1200 футов по вертикали. И его курс не представляет опасности для нашего судна. Но мы обязательно обратим на него внимание.
Other
Other – другой. Расстояние до другого ВС более 6 миль по горизонтали и более 1200 футов по вертикали. Совсем не интересен и не опасен.
Символы TCAS на навигационном дисплее
– красный квадрат – Resolution Advisories. WARNING!
– желтый кружок – Traffic Advisories. CAUTION!
– белый ромб – Proximate – «иной» близок, но не опасен.
– пустой внутри белый ромб – Other – не опасен.
– цифра возле символа означает высоту «иного» относительно нас в сотнях футов. Знак «плюс» и цифра, расположенная над символом, значит, что «иной» находится выше нас. Знак «минус» и цифра под символом – под нами.
– если «иной» меняет высоту, и его вертикальная скорость выше 500 футов в минуту, то рядом с символом появится стрелочка, показывающая либо набор высоты (↑), либо снижение (↓).
OFFSCALE TRAFFIC – надпись означает, что опасность существует, но «иной» на навигационном дисплее не виден из-за того, что на EFIS выбран слишком крупный масштаб отображения обстановки.
Символы TCAS на ND не отображаются в режимах VOR Centered, APP Centered и PLAN.
Голосовые команды TCAS
В режиме TA ONLY мы сможем услышать только одну команду: TRAFFIC, TRAFFIC. Услышали – ищем глазами иной самолет.
Все остальные команды доступны в нормальном рабочем режиме – режиме TA/RA, поскольку они являются звуковыми сигналами Resolution Advisories (RA).
CLIMB, CLIMB – нам нужно немедленно набирать высоту в соответствии со схемой, отображаемой на PFD. Вертикальная скорость должна быть примерно 1500–2000 футов в минуту.
DESCEND, DESCEND – необходимо начинать снижение в соответствии со схемой, отображаемой на PFD. Вертикальная скорость должна быть примерно 1500–2000 футов в минуту.
MONITOR VERTICAL SPEED – соблюдайте вертикальную скорость в соответствии со схемой, отображаемой на PFD на шкале вариометра.
MAINTAIN VERTICAL SPEED, MAINTAIN – несмотря ни на что поддерживаем вертикальную скорость в соответствии со схемой, отображаемой на шкале вариометра.
MAINTAIN VERTICAL SPEED, CROSSING, MAINTAIN – то же, что и предыдущее, а слово CROSSING означает, что, следуя указаниям TCAS и схеме на вариометре, самолет будет пересекать текущую высоту иного самолета.
DESCEND, CROSSING, DESCEND и CLIMB, CROSSING, CLIMB – снижаемся или набираем согласно схеме на PFD. Будем пересекать высоту другого самолета. Иной самолет получит противоположную команду.
CLIMB, CLIMB NOW! – немедленно набираем высоту согласно схеме. Вертикальная скорость должна быть примерно 2500–3000 футов в минуту.
DESCEND, DESCEND NOW! – немедленно снижаемся согласно схеме. Вертикальная скорость должна быть примерно 2500–3000 футов в минуту.
ADJUST VERTICAL SPEED, ADJUST – уменьшаем вертикальную скорость, будь то подъем или спуск. Смотрим на шкалу вариометра.
INCREASE CLIMB и INCREASE DESCENT – требуется увеличить скорость набора/снижения.
Самое приятное голосовое сообщение: CLEAR OF CONFLICT – опасность миновала, под конфликтом подразумевается опасность столкновения. Необходимо доложить об этом диспетчеру.
TA/RA включаем только на полосе перед самым взлетом и отключаем, как только мы свернули с полосы после посадки.
Система сигнализации об опасном сближении с землей имеет приоритет над TCAS. Соответственно, сигналы GPWS заглушат сигналы TCAS.