EICAS предоставляет экипажу информацию:
- о состоянии двигателей;
- о неисправностях и авариях;
- о текущем статусе систем.
Информационные сообщения
Информационные сообщения делятся на три основных категории или уровня важности:
WARNING
CAUTION
ADVISORY
Сообщения уровня WARNING
WARNING – сообщение наивысшего приоритета. На EICAS появляется в виде красного текста. Новое сообщение появляется над предыдущим. Красное означает, что ошибка или неисправность должна быть исправлена незамедлительно.
КРАСНЫЙ – ТРЕВОГА!
Красный текст всегда сопровождается включением табло WARNING и звуковой сигнализацией:
Если звонок типа школьного, но резче и неприятнее, – это пожарная система.
Если завывание – «УАУ-УАУ!», – отключился (отключен) автопилот.
Если сирена типа милицейской, то – неверное положение стабилизатора, неверная взлетная конфигурация, превышение скорости или неверная высота кабины.
Некоторые звуковые сигналы подаются голосом (внезапно в пустой кабине ночью кто-то сверху начинает говорить иностранные слова страшным командным голосом :) .)
Для большинства сообщений уровня WARNING нажатие на кнопку-табло WARNING отключает и табло, и звук.
Пример: пожар в двигателе L.
На EICAS появится сообщение FIRE ENG L, будет звенеть звонок и гореть табло WARNING. Нужно бросать все дела и тушить пожар немедленно.
Сообщения WARNING: TIME CRITICAL
Среди сообщений уровня WARNING есть еще более важные – TIME CRITICAL, связанные с контролем самолета в пространстве и требующие немедленного внимания и немедленного действия. Например: сдвиг ветра (Windshear), слишком высокая скорость снижения или выход из строя двигателя на взлете. Такие сообщения выводятся на PFD.
Пример: самолет оказался в зоне сдвига ветра.
Загорится табло WARNING, прозвучит голосовой сигнал «WINDSHEAR» три раза, за которым последует сирена. На основном дисплее появится текст WINDSHEAR.
Сообщения уровня CAUTION
Caution – важное сообщение, которое по важности идет сразу после WARNING. На EICAS высвечивается желтым цветом, но всегда под красным сообщением, если таковое есть. Желтый текст сопровождается звуковым сигналом четырех «бип-бип». Загорается табло CAUTION.
ЖЕЛТЫЙ – ОПАСНО!
Пример: автоматическая система герметизации кабины вышла из строя.
На EICAS появится сообщение CABIN ALTITUDE AUTO, раздастся звук «бип-бип», загорится табло CAUTION.
Нужно перевести систему герметизации в ручной режим работы, как только освободятся руки.
Сообщения уровня ADVISORY
Advisory – самый низкий приоритет среди плохих новостей. На EICAS высвечивается также желтым цветом под сообщениями WARNING и CAUTION (если таковые есть) с небольшим, но заметным отступом от левого края. Звукового сигнала для таких сообщений нет.
ADVISORY – ВНИМАНИЕ!
Пример: система охлаждения оборудования работает в режиме OVERRIDE.
На EICAS появится сообщение EQUIP COOLING OVRD с отступом от левого края.
Сообщения уровня MEMO
Кроме плохих новостей EICAS выводит сообщения уровня MEMO – о текущем статусе систем, штатной работе.
Пример: запущено и нормально функционирует ВСУ.
На EICAS появится сообщение APU RUNNING.
Дисплеи и мониторы
Для сообщений на дисплее EICAS отведено всего 11 строк в правом верхнем углу, поэтому если сообщений будет больше, то они будут располагаться на нескольких страницах. «Листать» страницы можно с панели управления дисплеями (Display Select Panel – DSP), нажимая кнопку CANC/RCL.
Слово «листать» не вполне верное.
Кнопкой CANC/RCL мы можем очистить монитор от уже показанных нам сообщений и вывести те, которые на монитор не поместились.
Причем очистка эта не навсегда.
Можно еще раз нажать эту кнопочку, и сообщения вернутся вновь. Они записаны в памяти EICAS и будут оставаться там до тех пор, пока для них существуют условия. Сообщения уровня WARNING кнопкой CANC/RCL убрать с монитора нельзя.
Если в центре EICAS появляется слово STATUS голубого цвета, значит для нас на мониторе STAT есть какое-то сообщение.
На панели DSP есть кнопочка STAT. Нажав на нее, на нижнем многофункциональном дисплее мы увидим такую картину:
В левой нижней части идет список. Это перечень неполадок, которые не являются ни Warning, ни Caution и ни Advisory. Но поскольку это все-таки неполадки, необходимо понять – можно ли с ними вылетать в рейс. Для этого существует документ под названием MEL (MINIMUM EQUIPMENT LIST) – список минимального оборудования. О нем мы говорили в главе «Приборное оборудование».
Если сообщений больше одиннадцати, то под списком мы увидим символы PG1. Это значит, что таких сообщений так много, что они не помещаются на одну страницу. Листать страницы можно, нажимая на кнопку STAT.
Под нижним мультифункциональным дисплеем есть кнопка EICAS EVENT RCD. C ее помощью можно сохранить в памяти EICAS текущий статус, который на нем отображен. Можно записать до 5 ситуаций, которые могут пригодиться инженерам и технарям нашей авиакомпании для устранения неисправностей.
Важно знать
1. В критические моменты полета – во время взлета и посадки – оглашаются события только уровня WARNING, чтобы лишний раз не отвлекать пилота.
2. Для некоторых сообщений существуют процедурные решения или объяснение значения самого сообщения, которые содержатся в электронном чек-листе.
Электронный чек-лист с DSP можно вызвать кнопкой CHKL. На EICAS перед таким сообщением стоит небольшой квадратик □.
Например, вышел из строя электрический генератор в левом двигателе. На EICAS появится сообщение:
□ ELEC GEN DRIVE L
После того, как все процедуры электронного чек-листа будут выполнены, этот квадратик исчезнет.
3. Если одновременно на EICAS выведены все три типа сообщений, то они будут располагаться только в таком порядке: WARNING, затем CAUTION и внизу ADVISORY.
FIRE ENG L
CABIN ALTITUDE AUTO
EQUIP COOLING OVRD