777. Система герметизации

К ОГЛАВЛЕНИЮ БУМАЖНАЯ КНИГА

Функция системы герметизации – рассчитывать и поддерживать внутри самолета давление, пропорциональное внешнему давлению воздуха, которое зависит от высоты полета.

Максимальная высота полета нашего самолета – 43 100 футов.

Максимальная разница между давлением воздуха внутри корпуса
самолета и давлением снаружи составляет 8.6 psi.

Максимальная высота, где человек может дышать без риска гипоксии, равна примерно 8000 футам над уровнем моря.

Внутри самолета при подъеме сбрасывается давление, чтобы не превысить: а) максимально безопасную для человека т.н. «высоту кабины» в 8000 футов; б) максимальную разницу между внешним и внутренним давлением. При подъеме давление сбрасывается, при снижении – увеличивается. Штатно этот процесс происходит автоматически.

Если самолет летит на эшелоне 27 000 футов, а внутри самолета, в кабине, давление такое же, как на земле на высоте 4 000 футов над уровнем моря, то говорят, что «высота кабины – 4000 футов».

Система состоит из следующих элементов:

  • двух контроллеров внутреннего давления – ASCPC – Air Supply Cabin Pressure Controller;
  • сенсоров давления;
  • двух предохранительных клапанов позитивного давления;
  • четырех предохранительных клапанов негативного давления;
  • двух выпускных клапанов.

Контроллеры рассчитывают план герметизации самолета и корректируют его во время всего полета, исходя из полученной от FMC, сенсоров давления и прочих систем следующей информации:

  • превышение полосы (высота полосы над уровнем моря) в аэропорту отправления;
  • время, необходимое для достижения точки T/C – конечного участка набора;
  • эшелон полета;
  • время, необходимое для снижения с эшелона до полосы аэропорта назначения;
  • превышение полосы в аэропорту назначения;
  • внутреннее давление в салоне;
  • внешнее давление.

Предохранительные клапаны позитивного давления предотвращают повреждение корпуса самолета вследствие слишком высокого внутреннего давления относительно внешнего. Они выпускают воздух из корпуса. Эта ситуация отображается на индикаторах герметизации EICAS (покажу ниже).

Предохранительные клапаны негативного давления предотвращают повреждение корпуса самолета вследствие слишком высокого внешнего давления относительно внутреннего. Они пропускают воздух в корпус. Эта ситуация протекает для пилотов незаметно – никакой индикации не предусмотрено.

4.1. Выпускные клапаны

Выпускные клапаны – главные инструменты системы герметизации. Один располагается в носовой части, второй – ближе к хвосту.

Перед взлетом клапаны открыты нараспашку.

Во время разбега они начинают постепенно закрываться.

После отрыва клапаны стравливают воздух наружу, согласно рассчитанному контроллерами плану, создавая тем самым изменение высоты кабины.

На заданном эшелоне контроллеры поддерживают заданную высоту кабины.

В точке начала снижения (Top of Descent) кабина начинает снижаться вместе с самолетом, то есть давление внутри корпуса начинает расти.

Перед касанием контроллеры выставляют высоту кабины на 190 футов ниже высоты превышения ВПП назначения. Когда самолет покатится по полосе, клапаны откроются до состояния «нараспашку».

Если во время полета на эшелоне самолет поднялся на следующий эшелон, то план герметизации будет пересчитан, а затем задана новая высота кабины. Кабина станет набирать высоту до тех пор, пока новый эшелон не будет достигнут (при включенном VNAV) или когда самолет более минуты будет удерживать новую высоту (при отключенном VNAV).

Аналогично при снижении на эшелон – кабина будет снижаться до тех пор, пока не будет достигнут новый эшелон (при включенном VNAV), или новая высота не будет меняться в течение минуты (при отключенном VNAV).

Если превышение полосы отправления больше 8000 футов, то после взлета высота кабины будет уменьшаться (внутреннее давление будет увеличиваться) до отметки 8000 футов.

Если превышение полосы назначения больше 8000 футов, то высота кабины после взлета увеличится до 8000 футов и останется таковой до точки начала снижения. В точке начала снижения высота кабины начнет увеличиваться, чтобы сравняться с высотой полосы назначения.

Если расстояние от аэродрома отправления меньше 400 миль или же самолет прошел менее половины всего маршрута, контроллеры будут определять высоту полосы назначения, равной высоте полосы отправления, округленной до сотен.

Если расстояние от аэродрома отправления больше 400 миль или же самолет прошел более половины всего маршрута, контроллеры будут определять высоту полосы назначения, соответствующую реальной высоте полосы назначения, округленной до сотен.

4.2. Панель герметизации

OUTFLOW VALVE – переключатели режимов выпускных клапанов: переднего (FWD) и заднего (AFT). Нормальное положение – AUTO. Можно переключить в ручной режим – MAN, и тогда открывать-закрывать клапаны придется вручную пружинными тумблерами MANUAL. Положение клапанов при любом режиме отображается на индикации системы герметизации (см. справа).

LDG ALT – задатчик высоты полосы назначения. Если этот регулятор вытянуть на себя, то вращением по или против часовой стрелки можно вручную задавать любую высоту назначения. DECR (Decrement) – уменьшение высоты. INCR (Increment) – увеличение высоты. Задаваемая высота будет видна на индикации системы.

То, что вы задаете здесь вручную, для систем самолета имеет приоритет над тем, что было прописано в бортовом компьютере.

Если вы нажмете на регулятор, то управление системой будет снова возвращено бортовому компьютеру.

Над регулятором – напоминание о том, что разница между давлением снаружи и внутри корпуса судна (Дельта – ∆P) при взлете и посадке не должна превышать 0.11 psi.

4.3. Индикация системы на EICAS

(1) – давление в левой и правой магистралях пневматической системы в PSI.

(2) – текущая высота кабины – CAB ALT.

(3) – скорость изменения высоты кабины в футах в минуту. Плюс – вверх. Минус – вниз.

(4) – буковка М говорит о том, что задний выпускной клапан работает в ручном режиме.

(5) – передний выпускной клапан. Сокращения: OP – Open – открыт, СL – Closed – закрыт.

(6) – текущая разница между давлениями внутри и снаружи самолета в PSI.

(7) – режим при посадке. AUTO – автоматический, нормальный режим. MAN – задатчиком на панели герметизации определена новая высота полосы посадки.

(8) – высота полосы посадки (превышение) в футах.

Добавить комментарий