Далее разобраться в электрической системе судна нам поможет монитор электрической системы (Electrical Synoptic Display).
Две главные шины переменного тока (1) и (2) (Left & Right Main Busses) распределяют энергию по всей электрической системе самолета.
Шина – проводник, который служит для передачи электроэнергии и распределения ее по потребителям. Потребители – любые устройства, которые потребляют данную электроэнергию.
Каждую главную шину нормально питает «свой» основной генератор (7) и (8).
Прерыватели BUS TIE (3) и (4) отделяют главные шины друг от друга. Остановимся здесь.
Прерыватели (Bus Tie)
Если главные шины питаются от любых двух источников: левый или правый основной генератор, APU (9), первичный (11) или вторичный внешние источники (10), то прерыватели размыкают сеть, чтобы изолировать друг от друга главные шины.
Прерывание происходит автоматически при условии, что кнопки прерывателей на электрической панели находятся в положении AUTO.
Если APU является единственным источником, то прерыватели замыкают обе главные шины в единую сеть.
Если один основной генератор является единственным источником, то прерыватели замыкают обе главные шины в единую сеть.
Если подключен первичный внешний источник и APU, то прерыватели разъединят сеть так, что APU будет питать левую главную шину, а первичный внешний источник – правую.
Если подключен либо первичный, либо вторичный внешний источник (только один), то прерыватели замыкают обе главные шины в единую сеть.
Если подключены и первичный, и вторичный внешние источники, то прерыватели разъединят сеть так, что вторичный внешний источник будет питать левую главную шину, а первичный – правую.
Если источником являются оба основных генератора, и есть (но не подключен) вторичный внешний источник, то при подключении первичного внешнего источника прерыватели BUS TIE разомкнут сеть, после чего правая главная шина будет запитана от первичного внешнего источника, левая главная шина – от левого основного генератора, а правый основной генератор будет отключен от сети собственным прерывателем (6).
Если источником являются оба основных генератора, то при подключении вторичного внешнего источника прерыватели BUS TIE разомкнут сеть, и правая главная шина будет запитана от правого основного генератора, а левая главная шина – от вторичного внешнего источника.
Если источником является один основной генератор, то при подключении вторичного внешнего источника прерыватели BUS TIE замкнут сеть в единую, а собственный прерыватель основного генератора ((5) или (6)) отключит его от сети.
В воздухе прерыватель BUS TIE обеспечивает каждую шину электропитанием в соответствии со следующими приоритетами:
Приоритет №1 – ток от «своего» основного генератора.
Если таковой отсутствует, то следующий приоритет – APU.
Приоритет №2 – APU.
Если отсутствуют APU и «свой» основной генератор, то следующий приоритет – противоположный генератор.
Приоритет №3 – основной генератор с противоположной стороны. То есть, например, левая главная шина при отключенных APU и левом основном генераторе будет запитана от правого основного генератора.
Монитор электрической системы (продолжение)
(12) и (13) – шины сервисных потребителей – UTILITIES. О них говорилось выше.
(14) и (15) – TRANSFER BUSSES (давайте переведем это как «шины переброски»). Шины переброски питают блоки трансформаторов-выпрямителей.
Трансформатор понижает напряжение электрического тока со 115 вольт до 28 вольт. А выпрямитель превращает переменный ток в постоянный.
Трансформаторы-выпрямители (TRU – Transformer-Rectifier Units) питают шины постоянного тока самолета – DC.
(18) и (19) – состояние батарей – MAIN (главной) и APU. Количество вольт (V) и амперов (А). Три буквы CHG означают, что батарея заряжается. Батарея должна давать 28V.
Запасные генераторы
Backup Generators (16) и (17) – запасные генераторы – небольшие генераторы переменного тока (АС), которые, как и основные, приводятся в действие двигателями самолета. Эти генераторы подключаются к шине переброски автоматически (если кнопки BACKUP GEN на электрической панели находятся в положении ON), если:
- к сети подключен только один основной генератор или только APU;
- нет энергии хотя бы на одной главной шине переменного тока;
- выбран режим АРР для совершения посадки в автоматическом режиме.
Поскольку скорость вращения валов этих генераторов нестабильна, необходим конвертер частоты (нам нужно 400 Гц) и стабилизатор тока. На судне установлен только один конвертер, который одновременно может работать только с одним из двух генераторов.
Внутри каждого из запасных генераторов есть еще по два генератора поменьше. Эти генераторы постоянного тока (DC) непрерывно и напрямую питают контроллеры системы управления самолета.
При автоматической посадке сеть самолета изолируется прерывателями, и три автопилота получают энергию от трех независимых источников: левого основного генератора, правого основного генератора и одного вспомогательного генератора.