У нашего самолета 18 колес.
Для того чтобы на земле во время движения повернуть самолет вправо-влево, используются носовые шасси. Педали поворачивают их на 7 градусов в обе стороны. А рукоятки, установленные на переборках возле кресел КВС и второго пилота, позволяют поворачивать самолет уже на 70 градусов в каждую сторону. Как только носовое шасси отклоняется на 20 градусов от оси, начинают поворачиваться BODY GEAR. Причем поворачиваются они в противоположную сторону, что дает самолету меньший радиус поворота и, следовательно, более высокую маневренность.
Если одновременно давить на педали и крутить рукоятку, то победит рукоятка – педали в такой ситуации отключаются.
Шасси и люки ниш шасси управляются гидравликой. Первая гидравлическая система управляет уборкой/выпуском носового шасси и шасси на фюзеляже, а также их поворотом.
Четвертая гидравлическая система управляет шасси, закрепленными на крыльях.
Самолет устроен так, что может сесть вообще без BODY GEAR или вообще без WING GEAR. Кроме того, он может сесть без одного BODY и без одного WING GEAR одновременно.
Для того чтобы шасси корректно убрались, у блоков шасси есть наклон к плоскости самолета – TILT. У WING GEAR такой наклон составляет 57 градусов, а у BODY GEAR – 13 градусов.
Если вам доведется вблизи наблюдать за посадкой самолета, то вы заметите, как благодаря такому наклону блок шасси касается земли сначала задними колесами и только потом опускает полностью весь блок.
Обратимся к центральной панели.
❶ Рычаг выпуска/уборки шасси. Ясно-понятно, что:
UP – шасси убрано;
DN – шасси выпущено;
OFF – механизм отключен от гидравлической системы.
❷ Отключение замка рычага.
Внутри панели есть скрытый от пользователя замок, который автоматически блокирует рычаг в нижнем положении, если самолет находится на земле. Замок автоматически открывается, когда шасси не касаются земли и параллельны оси самолета (не повернуты ни влево, ни вправо). Если замок вдруг заклинило, то его можно отключить нажатием этой кнопки.
❸ Кнопки аварийного выпуска шасси.
Если шасси не выпустились и люки не открылись штатно – с помощью гидравлики, то можно нажать эти кнопки, и под действием силы тяжести люки распахнутся, шасси вывалятся и зафиксируются замками.
Ограничения
Запрещаются любые манипуляции – выпуск и уборка – на скорости выше 270 узлов или 0.82 Маха.
Запрещается летать с выпущенными шасси на скорости выше 320 узлов или 0.82 Маха.