① SSB (Split System Breaker).
Прерыватель SSB разделяет сеть переменного тока на две части – левую и правую.
SSB замыкает цепь в единую (как на иллюстрации), если справа и слева сеть питают основные генераторы. Хотя бы один с любой стороны.
SSB замыкает цепь в единую, если сеть питает один дополнительный источник – APU или EXT. Только один с любой стороны.
SSB замыкает цепь, если одну из сторон питает основной генератор, а другую – дополнительный источник APU или EXT. Но при этом автоматика отключит от сети APU или EXT и запитает всю сеть от основного генератора.
Невозможно одновременно питать самолет от основных генераторов и дополнительных источников.
SSB размыкает цепь, если обе стороны питаются от дополнительных источников – APU и/или EXT.
Невозможно на одной стороне включить одновременно оба источника дополнительного питания – APU и EXT. Если вы подключаете одно, отключается другое.
② Прерыватель BUS TIE. На рисунке, на втором и третьем контурах, прерыватели находятся в положении, которое соединяет основные шины с синхронной. ISLN, как на 1 и 4 контурах, означает, что прерыватель разомкнут.
③ Состояние подключения шин UTILITY. Четыре шины UTILITY питают:
- топливные насосы FWD MAIN 2 и 3;
- топливные насосы FWD OVERRIDE/JETTISON 2 и 3;
- центральный насос OVERRIDE/JETTISON;
- компоненты кондиционирования;
- освещение в местах отдыха экипажа;
- свет в пассажирских салонах;
- туалеты;
- вентиляторы рециркуляции.
Кроме того, включая UTILITIES, вы подаете питание для кухонь (GALLEY), которые потребляют изрядное количество электроэнергии за счет кофеварок и печей.
④ Шина переменного тока. Зеленый цвет – запитана. Желтый – не запитана.
⑤ Этот квадратик обозначает основной генератор, точнее, статус подключения генератора к сети. OFF – означает, что он не подключен к системе.
⑥ Квадрат побольше означает состояние вала генератора. Символы DRIVE TEMP/PRESS, которые могут появиться в нем, означают, что температура масла слишком высокая или же давление масла недостаточное.
ELCU
Electrical Load Control Unit – блок управления электрической нагрузкой – система, которая включается вместе с UTILITIES. ELCU будет последовательно отключать потребителей, если нагрузка превысит возможности источника питания. Сначала отключатся кухни (Galleys), потом по очереди все остальные UTILITY потребители.
Я настоящий параноик в плане экономии электричества, поэтому UTILITIES у меня всегда отключены, если самолет запитан от батарей. Это вы увидите в разделе «Практика».
EICAS: состояние APU и батарей
EGT – температура выхлопных газов ВСУ.
Обороты турбин ВСУ низкого (N1) и высокого (N2) давления в процентах.
OIL QTY – количество масла. Единица (1.0) означает полный объем.
Состояние MAIN BATT (основной батареи) и APU BATT (батареи ВСУ).
V-DС – вольты – напряжение постоянного тока (DC).
A-DC – амперы – сила тока.
CHG – батарея заряжается.
DIS – батарея разряжается.
Когда батарея разрядится в ноль, в этой ячейке будет пусто.