Четыре генератора, приводимые в движение основными двигателями, два генератора APU в хвостовой части и два разъема для подключения наземного питания – все это источники переменного тока на 747.
Линии на электрической панели показывают схему запитывания самолета переменным током.
Начнем снизу вверх.
В самом низу панели – кнопки отсоединения валов генераторов от двигателей – DRIVE DISC (Drive Disconnect) (2) закрыты защитными колпачками, предохраняющими от случайного нажатия. Если валы отсоединятся, то вставить их обратно можно будет только на земле с помощью специально обученных крепких парней.
А если на этих кнопках подсвечивается слово DRIVE, значит либо недостаточно масла в генераторе, либо его температура слишком высока. Валы генератора купаются в масле: здесь масло не только для смазки, а еще и для охлаждения.
Выше мы видим кнопки подключения четырех генераторов (1), с 1 по 4, к сети самолета – GEN CONT (Generator Control).
Нажатие на кнопку GEN CONT (1) приведет к тому, что генератор подключится к сети самолета автоматически, когда напряжение и частота тока будут соответствовать норме (115 V, 400 Гц, трехфазный).
Поднимаемся взглядом выше. Надпись BUS в овале (3) – схематичное изображение шины, к которой подключены потребители тока: приборы, понижающие трансформаторы, всевозможные электромоторы и прочее. BUS – главная часть на схеме, изображенной на панели, куда нужно подавать электроэнергию.
Выше — кнопка BUS TIE (4). Еще чуть-чуть выше – EXT PWR (5) и APU GEN (6). Здесь остановимся.
EXT PWR (5) – кнопка подключения внешнего источника питания к самолету. Под внешним источником подразумевается наземный генератор или розетка на стоянке аэродрома.
Если таковой источник подведен к самолету, но не подключен к сети, то на кнопке загорится надпись AVAIL (Available). Нажав кнопку, вы запитаете самолет от этого внешнего источника, при этом загорится надпись ON, а AVAIL погаснет.
Такая же история с кнопками APU GEN (6), которыми подключают вспомогательную силовую установку (APU) к сети самолета.
Мы видим, что две EXT PWR и две APU GEN подсоединены к так называемой синхронной шине (7), и от подключения к основной шине (BUS – 3) их отделяют секционные прерыватели – BUS TIE (4).
У кнопок BUS TIE есть два состояния.
AUTO – нормальное положение, когда, например, в случае остановки двигателя 1 и, соответственно, прекращения работы генератора, прерыватель BUS TIE 1 замкнет цепь для того, чтобы получить питание от других источников, например генераторов двигателей 2, 3 и 4.
OFF – принудительное отключение от иных источников.
Сигнализатор ISLN указывает на какую-то поломку в данном прерывателе или же просто прерыватель разомкнут.
Во время AUTOLAND шины 1, 2 и 3 автоматически изолируются, чтобы обеспечить независимое питание для каждого из трех автопилотов.