Вместо предисловия
Начать свой рассказ хочу с того, что как только закончилась кругосветка (https://malukhin.ru/?p=6054), у меня умер SSD на 500 Gb. На нём был только MSFS и всё, что с ним связано. Отпахал больше года, я с ним отлетал больше 700 часов. Купил новый SSD и установил заново.
Устанавливал симулятор не с полудохлого сервера MSFS в Западной Европе, а с облака, куда наши русские энтузиасты выложили 180 гигабайт всего того, что нужно скачать чтобы запустить сим.
Вот этот пост в сообществе Microsoft Flight Simulator в VK:
https://vk.com/topic-146307712_50087813
Чтобы скачать, необходимо:
- Соединение не ниже 80 mbps.
- Какой-нибудь менеджер скачивания. Я использовал Free Download Manager.
- Качать не одним большим архивом, а по одному файлу.
Скачивание файла не должно по времени превышать 30 минут, иначе файл будет скачан на 99,99%, а потом выдаст ошибку 403 – Forbidden. Некоторые файлы я скачал с третьего-четвёртого раза.
Ошибка 403 может возникнуть и по другим, мне неведомым причинам.
Инструкция по установке есть в облаке, в той же папке.
После установки MSFS задумался об addонах. Лишнее, как в первый раз, ставить не стал. И вот – чем я пользуюсь сейчас:
- Toolbar Pushback – служба “тяни-толкай”.
- We love VFR – населяет всю землю всевозможными антеннами, вышками, мачтами, градирнями и заводскими трубами.
- Floyds Epic Clouds – красивые облака взамен той ваты, которая в MSFS по умолчанию.
- FSLTL Traffic – населяет аэропорты и небо самолётами реальных авиакомпании, которые летают по реальным расписаниям и маршрутам.
- GAIST – населяет реки, моря и океаны кораблями, судами и яхтами.
- FSRealistic – наполняет самолёт разнообразными звуками, но самое главное – относительно головы вирпила трясётся кабина во время движения по земле или в турбулентности.
- Jumpseat Media Player – слушаю местное радио в любой точке планеты, над которой пролетаю.
- LittleMapNav – карта, где я вижу весь мир: трассы, аэропорты, SIDs, STARs. Я планирую там полёт, наблюдаю себя на карте во время полёта и т.д.
- Экипаж – населяет самолёт голосами второго пилота и, самое главное – очаровательными бортпроводницами. В крайней версии я почти влюбился в Катю.
Маршруты полётов по Европе мне изначально неизвестны. Перед каждым полётом мои дочки достают из особой банки скрученную бумажку, на которой написано название города. (Бумажки мы подготовили еще месяц назад.) После чего я в LittleMapNav сочиняю маршрут и лечу им.
Поехали!
20.06.24 Санкт-Петербург (Россия) – Осло (Норвегия)
(ULLI-ENGM)
Без сценария ULLI Пулково выглядит очень странно. Какие-то жёлтые многоэтажные корпуса.
Я много раз был на паромах Финляндия-Швеция. Но какое количество островков на этом маршруте смог оценить только сверху:
22.06.24 Осло (Норвегия) – Рованиеми (Финляндия)
(ENGM-EFRO)
Из Норвегии вылетали в кромешной чёрной облачности, потом облака пораскидало.
Когда-то я тут с женой путешествовал на велосипеде. (Можно прочесть тут: https://malukhin.ru/?p=238)
Аэропорт маленький с коротенькой полосой.
25.06.24 Рованиеми (Финляндия) – Петрозаводск (Россия)
(EFRO-ULPB)
Когда раскрыл сводку погоды и поинтересовался временем захода солнца в Петрозаводске, то обнаружил, что оно там в это время года не заходит никогда.
02.08.24 Петрозаводск (Россия) – Варшава (Польша)
(ULPB-EPWA)
Маршрут был рядом с Питером, через всю Прибалтику, думал посмотреть. Как бы не так – сплошная облачность! Всё как всегда.
В Варшаве мощный трафик – только на глиссаде было 4 самолёта.
09.08.24 Варшава (Польша) – Рим (Италия)
(EPWA-LIRF)
Если кто-то спросит: “А как выглядит Европа с высоты полёта самолёта?”, то я отвечу: “Вот так:
Европа – это города между распаханными полями.
06.09.24 Рим (Италия) – Сараево (Босния и Герцоговина)
(LIRF-LQSA)
В Риме сверху более всего заметен вокзал Термини:
07.09.24 Сараево (Босния и Герцоговина) – Мурманск (Россия)
(LQSA-ULMM)
Юрмала:
Когда пролетал над Финским заливом открыл карту LittleNavMap и заметил морское судно, которое потом зафискировал визуально справа по моему борту. Оказалось, что это паром Silja Europa, на котором мы с женой бороздили Балтику во время второго свадебного путешествия. Взгрустнулось.
Для морских судов в симуляторе я использую Global AI Ship Traffic.
Думал, что Мурманск находится на самом берегу моря. Оказалось, что он расположен в длинном как река Кольском заливе.
08.09.24 Мурманск (Россия) – Неаполь (Италия)
(ULMM-LIRN)
Взял на Симплазе новенький 777. Покататься. И, слушайте, руки-то помнят! Без проблем завёл, долетел и сел. Только один раз в книжку своего же авторства заглянул, каюсь.
В Неаполе приходилось бывать. Но я его все равно плохо знаю, поэтому не понимаю и не очень люблю.
Помню, как-то мы с женой летели из Рима в Неаполь. Там лететь меньше часа, люди даже не раздеваются, в куртках сидят. И была там (а может и до сих пор есть) такая схема подхода, где самолёт идет мимо холмов или гор невысоких, на которых стоят жилые кварталы и человейники.
Я сижу в самолёте у окна, и мимо проплывает девятиэтажка. На самом верхнем этаже – балкон, на балконе стоит мужик в майке-алкоголичке с грязной тарелкой в руках и смотрит НА МЕНЯ!!! Это было так рядом!
15.09.24 Неаполь (Италия) – Лондон (Великобритания)
(LIRN-EGLL)
Летели через Альпы. Я реальной жизни много раз летал через Альпы.
Видна самая высокая точка – Монблан. Но самая красивая гора, конечно, Маттернхорн. Её печатают везде – от швейцарских открыток до упаковок шоколада. Поэтому все думают, что это и есть Монблан.
Вот – Маттернхорн:
Правда ведь – круть несусветная?!
А вот – Монблан:
Нет у Монблана товарного вида, а у Маттернхорна есть.
Пока летел над Францией, нашёл на Jumpseat Media Player шикарную радиостанцию: VIBRATION ZEN RELAX. Под музыку с неё можно работать – абсолютно фоновая и очень красивая.
Jump Seat – программа, которая настраивается на радиостанции вещающие под вашим крылом, в тех местах, над которыми вы пролетаете.
21.09.24 Лондон (Великобритания) – Хельсинки (Финляндия)
(EGLL-EFHK)
Лондон, конечно, великолепный.
И знаете что я заметил? Что лондонцы в основном живут в двух-трехэтажных домах – таунхаусах. Есть, конечно, и человейники, где, я уверен, живёт бОльшая часть населения. Но по суммарной площади Лондона эти таунхаусы занимают первое место. Это же здорово!
В Лондоне проработана каждая улочка. Можно даже попробовать найти знаковые места вроде дома Холмса. А Лондон в моём детстве это, конечно, Холмс в исполнении Ливанова.
В начале 80-х годов видеомагнитофонов в СССР не было, а пересматривать кино очень хотелось. И я нашёл замену. Подключал к ТВ магнитофон обычный – Комета 212, и записывал звуковую дорожку фильма. Потом, как захочется “Холмса”, я включаю запись, закрываю глаза и “смотрю” кино. Я каждый кадр помнил, поэтому звуковая картинка легко оживала. Более того, когда смотришь глазами, то куча звуковых деталей пролетает мимо. А когда картинки не видишь, то находишь их. Например, звукорежиссер старался, звук часов записывал, а по ТВ этих часов не заметно, и только когда картинка “не отвлекает” вдруг обнаруживаешь шикарные напольные часы.
В Хельсинки прилетели уже затемно:
22.09.24 Хельсинки (Финляндия) – Гераклион (Греция)
(EFHK-LGIR)
Опять дети вытянули длинный перелёт – на 4 часа. Опять я вижу Прибалтику: Таллин и Юрмалу.
Таллин:
Пролетел над Польшей, зацепил часть Львовской области, Румынию и Дунай – границу между Румынией и Болгарией.
Гора Афон – один из уделов (или жребия) Пресвятой Богородицы. Это – места особого покровительства Пречистой. Апостолы бросили жребий, чтобы определить, кому и куда отправляться проповедовать Евангелие. Богородице выпала Иверия – нынешняя Грузия (первый жребий). Но Ангел остановил Её во время путешествия и направил к берегам Афона (второй жребий). Позднее Богородица являлась святым и объявила еще два жребия: Киевская лавра (третий жребий) и Серафимо-Дивеевский монастырь (четвёртый).
Про Киев были жуткие пророчества: что после того, как люди от Веры отступят, лавра падёт, удел перейдёт в Оптину пустынь, а Киев будет затоплен.
И в завершение четырёхчасового перелёта – посадка по VOR в незнакомом аэропорту, в условиях, когда ВПП не видно из-за слепящего солнца.
При касании каждый раз такой удар, будто тапком по столу, хотя вертикальная была около 300 FPM и угол глиссады явно меньше 3°. Видимо, нужно точнее настраивать FS Realistic.
Позднее нашёл на Youtube посадку в таких же условиях на таком же самолёте. Картинка один в один!
28.09.24 Гераклион (Греция) – Берлин (Германия)
(LGIR-EDDB)
Берлин сверху (видно Рейхстаг, Unter den Linden, Hauptbahnhoff, Тиргарден, колонну Победы и даже российское посольство и много чего):
Наконец ознакомился с аэропортом Бранденбург. То есть, они взяли советский еще Шонефельд и построили новый аэровокзал. И всё. ВПП остались те же. И даже пилот из программы “Экипаж” говорит не “Бранденбург”, а “Шонефельд”.
Самолётов было много, никого на Hold не отправили, а выстроили в очередь. Думал, что не получится, и кто-то (но не я !) уйдёт на второй круг, но всё сложилось очень чётко. Сели и разрулились все.
29.09.24 Берлин (Германия) – Керкира (Греция)
(EDDB-LGKR)
Обожаю Корфу. Летел с воодушевлением. Обратил внимание, что везде уже на природу накинута осенняя вуаль. В том числе на югах. В Лиападесе было +25, температура воды +22. Можно еще наслаждаться летом и купаться.
Лиападес – место, где мы с женой жили в крайний раз. Нашел без труда и поселок – верхний и нижний, и все три пляжа:
Вот – наш отель на Google Maps:
А так – в MSFS 2020 (справа):
29.09.24 Керкира (Греция) – Копенгаген (Дания)
(LGKR-EKCH)
С такого ракурса остров Корфу мало кто видел:
Летали над полностью скрытой под облаками Европой. В Копенгагене нижняя кромка была 2500′.
12.10.24 Копенгаген (Дания) – Лиссабон (Португалия)
(EKCH-LPPT)
Мы когда с женой молодыми были, путешествовали самыми разными способами. И однажды провели одну из самых ужасных бессонных ночей в Копенгагене. Это было на железнодорожном вокзале. Ноги сырые, сквозняки, холод собачий (5 января), бомжи и только одна работающая точка на весь вокзал – Burger King. Рядом с вокзалом – McDonalds, но там на полу второго этажа было просто насрано. А в туалете выломаны двери. Двери лежали на унитазах и в проходах. И тоже везде валялось дерьмо. Зато рядом с McDonald был замечен шикарный магазин под названием “Golf and Wine” – “Гольф и вино”. И там, – да – продавались товары для гольфа и оглушительно дорогое вино.
В Португалию из Дании лететь почти четыре часа.
Мост имени Васко де Гама:
Вантовый мост длиной 17 километров соединяет два берега Лиссабона. На его открытии на самом мосту накрыли стол длиной 5 км и пригласили 15 тысяч человек. Проезд платный – около 3 Евро. По ночам здесь носятся стритрейсеры. И бьются, конечно.
19.10.24 Лиссабон (Португалия) – Стокгольм (Швеция)
(LPPT-ESSA)
Во время жребия на следующий рейс дети, как нарочно, вытаскивают самый длинный лег. Опять лететь 4 часа и двадцать минут.
Четыре часа сплошной облачности. Я успеваю сделать уборку по дому, пообедать и переделать кучу дел.
25.10.24 Стокгольм (Швеция) – Калининград (Россия)
(ESSA-UMKK)
Весь перелёт был занят борьбой с ATR 72-600 – вокруг ничего не видел.
04.11.24 Калининград (Россия) – Цюрих (Швейцария)
(UMKK-LSZH)
Куршская коса проводила:
Встретил вечерний Цюрих:
Сразу вспомнились кадры из фильма “Ва-банк – 2”: “Это же Цюрих! Швейцария!”
Пойду пересмотрю кино.
06.11.24 Цюрих (Швейцария) – Любляна (Словения)
(LSZH-LJLJ)
Надо иногда транспортные средства менять, пускать в жилы новую кровь. Надо время от времени выходить из зоны комфорта, потеть и ругаться.
Воевал с самолётом ATR. Решил его попробовать. Сажусь в него второй раз. Впечатление тяжёлое.
Я, конечно, на мастерстве могу сковородку поднять в небо и посадить, но хочется системно и красиво, без потной спины. Пока не получается.
Это вид из аэропорта в Любляне:
08.11.24 Любляна (Словения) – Страсбург (Франция)
(LJLJ-LFST)
Вид на Страсбург (он слева вдали):
В центре – река Рейн. Слева Франция, справа – Германия.
В 1995 году на одном из этих мостов глубокой ноябрьской ночью я со своей подругой, двигаясь автостопом из Парижа в Берлин, застряли. Стояли мы несколько часов, пока не поймали грузовик с ростовскими номерами. И за эти несколько часов я раз десять пересёк границу Франции и Германии. Тогда только что подписали Шенгенское соглашение, и охранять границы перестали. С двух сторон еще стояли пустые пограничные пункты, а о том, что вы входите в другую страну говорили дорожные знаки и ярко-жёлтая черта на асфальте. Для меня – человека, родившегося в СССР, в полузакрытом городе, в закрытой стране – пересекать границу двух далёких капиталистических стран было не просто занятным – это было выражением такой свободы, которую я не мог и представить себе каких-нибудь 5 лет до того.
10.11.24 Страсбург (Франция) – Бари (Италия)
(LFST-LIBD)
Поглядел на Венецию под крылом:
И, наконец, я снова в Бари.
У меня 12 лет назад было небольшое паломничество в Бари, к мощам Святителя Николая. Описал это здесь:
Здание с арочками и есть тот самый храм. Только почему-то крыши в старом городе симулятор сделал похожими на крыши в Каире или Триполи.
П.С. Посмотрел в Гугл-картах. Оказалось так и есть. Действительно, там, в основном, плоские крыши.
23.11.24 Бари (Италия) – Стамбул (Турция)
(LIBD-LTFM)
Есть такая примета: нельзя на симуляторе летать туда, куда в реале полетишь ты или кто-то из близких. Я нарушил это правило.
Я полетел в первый раз, и симулятор завис на подлёте Стамбулу.
Я полетел во второй раз, и при посадке, будучи уже на глиссаде, задел шасси за деревья. Странно – не должно быть деревьев на глиссаде!
А дальше в реале туда полетел брат жены со своей женой и детьми, и самолет до Москвы (летели с пересадкой) опоздал на 4 часа. Пришлось раскошелиться на 45 000, чтобы долететь.
В результате я дождался, когда они точно долетят и устроятся, и только после этого полетел в Стамбул сам. Провозился и оказался на STAR уже ночью. Иду по глиссаде (ВПП отличается от той, где я пытался сесть во второй раз). И вдруг вижу, что исчезли огни на торце. Что-то их закрыло. Наверное, деревья (так и оказалось). Пришлось дать небольшого козла. Долго ехал по ВПП – ждал съезда с полосы. Но так и не дождался. Остановился и включил в симе день. И что же увидел:
Нет ничего, кроме ВПП. Ни рулёжек, ни аэропорта – ничего. И, соответственно, – дикий высоченный лес. Маленький самолётик на переднем плане – я. Нашел полянку, куда можно было припарковаться и высадить пассажиров. Странно, учитывая, что это очень загруженный и важный аэропорт.
Полечу обратно – поставлю сценарий аэропорта.
07.12.24 Стамбул (Турция) – Прага (Чехия)
(LTBA-LKPR)
Не выпускал Стамбул. Нашёл и установил сценарий аэропорта, после чего 737-800 от PMDG зависал наглухо. После трех попыток удалил аэропорт из сима. Но и вернутся на ВПП в поле, как на верхнем фото, не удалось – опять зависание сима. Какое-то заколдованное место.
Пришлось вылетать из аэропорта им. Ататюрка (LTBA).
Стамбул в симе невыразительный:
Прилетели в жуткий дождь.
15.12.24 Прага (Чехия) – Таллин (Эстония)
(LKPR-EETN)
Сбился со счёту – который раз лечу в Прибалтику.
Прага в симе невыразительная:
Пока собирались, солнышко спряталось, затянуло тучами и взлетали мы уже в дождь.
Полетели в зиму, в Таллине – минус 2.
На эшелоне дул свежий ветер (228 км в час – наверное, голову отрывает):
Считается, что ветер 117 и более километров в час считается ураганом, и Вики так описывает его: “Огромные разрушения, серьёзно повреждены здания, строения и дома, деревья вырваны с корнями, растительность уничтожена”. Но такой ветер был, к счастью, на высоте 9700 метров, а не на земле.
В окне радиообмена впервые увидел предупреждение о погоде, но, ёлки-палки, не успел нажать. На ВПП ветер был не страшный – с порывами до 10 км/ч. Поболтало, но сели хорошо.
21.12.24 Таллин (Эстония) – Бургас (Болгария)
(EETN-LBBG)
Три часа пятнадцать минут перелёта через всю восточную Европу, покрытую плотным слоем облачности.
При подлете между слоями облаков оказалось укромное пространство, в смысле – скрытое и от солнца и от земли. Красота необыкновенная!
22.12.24 Бургас (Болгария) – Белфаст (Северная Ирландия, Великобритания)
(LBBG-EGAC)
Перед отправлением из Бургаса полетал над Сарафово. Сарафово – небольшой посёлок рядом с аэропортом Бургас. В 1996 году я со своей подругой решили отправиться на велосипедах маршрутом Болгария-Греция. И Бургас – был тем самым аэропортом, куда мы вылетели из Пулково, и откуда мы начали наш путь. Но в самолёте грузчики сломали нам велосипеды. Мы пытались их починить прямо в здании аэровокзала, но нас выгнали, потому что аэровокзал закрывался на ночь (!). Мы в шоке дошли до берега, где рухнули и уснули под старой маслиной на небольшом муравейнике. Я примерно нашел это место:
И опять полёт над сплошной облачностью в течение четырёх часов. На этот раз – на северо-запад континента.
При подлёте ветер на аэродроме был 12 узлов с порывами до 39 (!). И уже на глиссаде нас так подкинуло, что отключился автопилот. Но ничего – сели хорошо.
29.12.24 Белфаст (Северная Ирландия, Великобритания) – Палермо (Италия)
(EGAC-LICJ)
Три с половиной часа в непроглядной облачности. Хотел посмотреть на Париж с воздуха – опять overcast. Всё как всегда. В молоке.
Палермо – хорошо проработанный аэропорт. С помощью FSRealistic вышел погулять вокруг аэропорта. При всех замечаниях и условностях, обнаружил, что на отбойнике на трассе вокруг аэропорта есть даже клёпки.
19.01.25 Палермо (Италия) – Малага (Испания)
(LICJ-LEMG)
Перед отправлением из Палермо слетал к деревушке Корлеоне:
Потом погулял в Google картах. Люблю Италию. Причём не столичную, а именно такую.
Прилетел в Малагу и по дороге почему-то дважды чуть не столкнулся со встречкой. Непонятно почему они в направлении противоположном моему летели на моём эшелоне. План я сочиняю в onlineflightplanner.com Может он косячит.
Ну и Малага:
Малага была первым городом, где мы с женой в отпуске заглянули за туристический фасад. Мы жили среди простых людей, ездили их транспортом, покупали продукты там же, где они. И так мы научились ездить за границу. Не отели и рестораны в первой линии, а квартира и гастроном в жилых кварталах. Да, мы влюбились и в Малагу и, позже, в Барселону, в Париж, Рим, много где были и везде видели жизнь в объеме и на нескольких уровнях, а не только открытку.
Фотографировала жена в 2006 году.
Продолжение следует!