Вокруг света с MSFS 2020. Часть I. Россия и Восточная Азия.

О чем здесь идет речь?

Есть такая вещь – компьютерный авиасимулятор Microsoft Flight Simulator 2020 – программа, которая очень точно моделирует полёты на различных летательных аппаратах по нашей планете, которая тоже очень точно воспроизведена в программе.

Я решил облететь вокруг света и понял (увы, не сразу), что нужно вести дневник этого необыкновенного путешествия. Ведь после каждого полета оставались впечатления, которые было бы жаль просто так позабыть.

Иногда вместе со мной в экспедиции участвуют мои дети, от этого виртуальное путешествие иногда пересекается с реальностью.

(Некоторые фото кликабельны. Свернуть фото – ESC.)


07.03.2023. Санкт-Петербург – Москва
(ULLI – UUEE)

Первый полноценный рейс на этом симуляторе. На самолёте Boeing 737-800 от компании PMDG.

В симуляторе есть возможность находится в виртуальном месте с реальной погодой, которая подкачивается из Интернета. То есть вы смотрите в монитор, где “находитесь” в компьютерном, нарисованном Санкт-Петербурге, а погода такая же как в Питере настоящем в данный момент.

И, начиная с Москвы в этом путешествии, далее я почти везде летел с реальной, настоящей погодой.


10.03.2023 Москва – Казань
(UUEE – UWKD)


11.03.2023 Казань – Екатеринбург
(UWKD – USSS)

Коллега Михаил (блоггер VIRTAVIA) как-то сказал, что все, кто покупает симулятор MSFS, в первую очередь, ищут в виртуальном мире свой дом. Я тогда дико огорчился, потому что считал себя оригинальным, а я ведь тоже, еще до покупки, точно так же как и все, хотел найти свой родной, родительский дом.

Поэтому после прилета в Екатеринбург, я поставил в симуляторе лето (в симуляторе можно задать любую погоду и время года), и на Цессне-172 из аэропорта Кольцово пролетел над Плотинкой (центр города). На Уралмаше нашел дом сестры, который очень похож на оригинал. Нашел родительский дом, который совсем не похож. А вот так симулятор видит Белую башню на Уралмаше, левее – Мегамарт, за ним – дом на Культуре, а “Три сестры” нарисовали в один этаж:

Так Белая башня выглядит на самом деле:


23.03.23. Екатеринбург – Омск
(USSS – UNOO)

В самолете 737-800 от PMDG не реализована функция метеорадара, поэтому, чтобы разнообразить навигационный дисплей, включил на нем отображение земной поверхности (прибор справа).


24.03.23 Омск – Иркутск
(UNOO – UIII)

До Омска пейзаж под крылом был примерно одинаковым. А после Омска началась резкая перемена: заснеженная пустыня (с большой высоты зимой: что лес, что степь – все белое) покрытая тысячами и тысячами маленьких озер, как оспинами. И так несколько часов.

Байкал с аэродрома Иркутска не видно. Пришлось пересесть на легкомоторный самолётик и немного, чтобы посмотреть на гладь озера. Льда не видел, так как изменил текущий сезон на лето.


29.03.23 Иркутск – Мирный
(UIII – UERR)

Минут через 30 после вылета началась плотная облачность. После начала снижения была надежда на высокую нижнюю кромку облаков, но самолет снижался, а молоко вокруг самолёта всё не заканчивалось. Более того – становилось все темнее, как перед грозой, самолёт стало потряхивать.

Я специально полетел в Мирный, чтобы посмотреть необыкновенное зрелище – алмазный карьер “Мир”. Но, в результате, даже огни взлетно-посадочной полосы увидел только на высоте 400 футов над землей.

Метеорадара у меня не было, и только после полета я открыл в Интернете сайт Ventusky и увидел огромное пятно циклона над Сибирью, а самый центр его находился как раз над Мирным. Угораздило же!


31.03.23. Мирный – Якутск
(UERR – UEEE)

За бортом – такая же бесконечная пустыня. После Екатеринбурга – часы и часы ни одного крупного населенного пункта – только снег, реки, болота и лес, лес, лес. Все это Россия.

Как это возможно?! Зачем такие просторы?! Дикие и необитаемые.

Я привык летать в Европу, а здесь не был никогда. Здесь – другая планета. Незаселенная и неисследованная.

Меня это так придавило – курил бы, так закурил бы. А уже ночью, ворочаясь, ясно понял, что все это – для будущих поколений. Если человечество выживет, то все эти просторы – будущее планеты на ближайшие сотни лет. И сколько крови за это будущее уже пролито, и сколько еще прольется…


02.04.23. Якутск – Магадан
(UEEE – UHMM)

Это холмы на подлете к Магадану. Над ними не туман, а ветер сдувает снег, и он розовый в лучах восходящего солнца.

В Магадане сели почти без приключений.

Заметил в симуляторе одну неприятную особенность. Компьютерный (иными словами – “дефолтный”) диспетчер дает добро на снижение с круизного эшелона очень поздно, в результате расхождение по высоте между запланированной перед полетом и фактической составляет примерно 10 тыс. футов. И так ВСЕГДА.

Я попытался применить трюк – запросил у диспетчера изменение эшелона на 10 тысяч футов вниз в точке начала снижения, которую запланировал я. Он разрешил, потом, сволочь, устроил всё таким образом, что я все равно пролетел над торцом ВПП на высоте 10 тысяч.

То есть с дефолтным диспетчером всегда будет уход на второй круг. С одной стороны – практика хорошая, с другой – второй круг это все-таки вещь неприятная.

Купил программное приложение “Экипаж”, которое дает ощущение, будто летишь не один, а с экипажем.

Теперь в самолете появилась старшая бортпроводница Юленька. Чуть картавая, от этого беззащитная и милая. Нравится ее интонация, когда она усталым голосом говорит: “Хорошо, командир.”

Отличная фишка в “Экипаже” – возможность прослушивать музыку в полете. У меня накачано с десяток сборников музыки в формате FLAC. Теперь на эшелоне врубаю музыку и в полглаза на смартфоне читаю новости в “Телеграмме”.


03.04.23. Магадан – Петропавловск-Камчатский
(UHMM – UHPP)

Наконец, увидел Магадан. Город находится на перешейке между континентом и гористым полуостровом Старицкого. И я думаю, что сквозняки там дикие. Дальняя (на фото) – бухта Нагаева, ближняя к нам – Гертнера: всё подо льдом. Холодно.

За Охотским морем пошла Камчатка. Вот такие красивые горушки там:

А вот горы-вулканы: самая большая – Корякская сопка, за ней – Авачинская сопка, ближняя – Ааг.

Ну и красивая картинка со стоянки:


04.04.23. Петропавловск-Камчатский – Владивосток
(UHPP – UHWW)

Камчатка провожала грозовой тучей, жуткой как ядерный взрыв. Обошлось – разминулись. Полюбовались на нее со стороны:

Пролетели над Сахалином. Сахалин, который на карте выглядит узенькой полоской где-то далеко на окраине моей страны, оказался огромной территорией с лесами, реками, болотами и горами.

Владивостока не увидели – аэропорт находится много севернее города:


07.04.23. Владивосток – Пхеньян (Северная Корея)
(UHWW – ZKPY)

Вылетали вечером. Торопился, в надежде все-таки увидеть Владивосток. В этом городе мой папа служил на Тихоокеанском флоте с 1957 по 1962 гг.

В результате наделал ошибок и провозился со службой, которая буксирует самолеты с перрона (служба Pushback). Поэтому вылетели уже в кромешной тьме.

Огоньков в Северной Корее чуть больше, чем на Крайнем Севере. Ближе к Пхеньяну появились даже освещенные трассы. Сам город небольшой и какой-то плоский. Но близко не рассмотрел – подлетать нельзя, там запретная зона.

Диспетчер дал ВПП Первую-левую (1L). Направление полосы – 008°. Но подход к торцу затруднен тем, что южнее находится запретная зона. В результате финал этого рейса выглядел так:

То есть, ближе ко второму развороту, по логике, на траверзе я должен был увидеть огни ВПП. Но огней не было!

Ого! Настроился на курсо-глиссадную систему (ILS) и приборы зашевелились! Всё работает! Но что не так я делаю, почему я не вижу полосу?!

После четвертого разворота включил в автопилоте режим захода на посадку (АРР), и, о чудо, самолет откликнулся. На посадочной прямой я увидел справа синие фонари рулежной дорожки, свет в окнах строений, но огней посадочной полосы не было!

И тут посадочные фары самолёта выхватили бетонную дорожку ВПП. Никакой разметки, ни одной лампочки, по бокам на бетонку вылезает грунт. Сел на свой страх и риск – ну это же симулятор, в конце концов! Сел так гладенько и хорошо, что компьютерный второй пилот из приложения “Экипаж” как живой человек – искренне и с дрожью в голосе – сказал: “Отличная посадка!” Причем настолько искренне, что я даже вздрогнул, будто он перестал притворяться железякой и оказался обычным человеком. “Не то слово, брат! Не то слово. Спасибо.”


08.04.23. Пхеньян (КНДР) – Сеул (Южная Корея, Gimpo International)
(ZKPY – RKSS)

Полетели из Пхеньяна на Цессне-172. Уже после того, как набрал 5000 футов, обнаружил, что на борту нет автопилота.

В результате, почти полтора часа боролся с сильным боковым ветром и неожиданными порывами в горных районах. Всю дорогу летели боком.

Обе Кореи занимают примерно одинаковую площадь.

Северная Корея более гористая – много хребтов, где не то, чтобы жить – туда забраться сложно. В Южной – больше холмов и равнин.

Дома в Северной Корее какие-то бледные, много девятиэтажек, даже в самых неожиданных местах. Пролетая над горами, покрытыми лесом, внизу, в ущельях и распадках замечал что-то серое. Это было похоже на то, как будто в ярко-зеленом диване в складках скопилась пыль. При рассмотрении оказалось, что это не пыль в диване, а поселки у подножий горных хребтов.

Дома в Южной Корее пониже, но их огромное количество, и они раскрашены в белые и оранжевые краски. Вообще, огромное количество населенных пунктов.

Граница проходит не точно по параллели – не по прямой. На этом участке, например, она проходит по реке Имджинган. Слева – Север, справа – Юг.

Аэропорт Гимпо находится внутри города Сеула, но, наверное, не совсем в центральной его части, потому что вокруг не видно было небоскребов, а только относительно невысокие дома и промзоны.


09.04.23. Сеул (Южная Корея, Incheon) – Осака (Япония)
(RKSI – RJBB)

Из а/п Гимпо переместились в а/п Инчхон по земле, без самолетов.

Инчхон – огромный, как город, аэропорт на острове. Обратил внимание на циклопические надписи INCHEON у торцов ВПП. Каждая буква – размером с авиалайнер.

Жизнь в аэропорту кипит: куча народу, много самолетов, автомобилей.

Покидали Корею на чистом небе. На южной границе страны в районе Пусана обнаружил интересное архитектурное нечто (вверху кадра – круглое, как торт):

Небольшой перелет над морем, и вот – Япония. Если в Сибири до горизонта – леса, на Крайнем Севере – тундра, то здесь до горизонта – города:

В Осаке аэропорт находится тоже на острове, но только намывном.


11.04.23 Осака (Kansai) – Токио (Haneda)
(RJBB – RJTT)

Вылетели ночью. Любовались серебристыми в свете Луны редкими облаками и лунной дорожкой в море.

Потом долго искал глазами Фудзияму. Потом пригляделся – вот же она!

Фото пришлось сильно подретушировать в Photoshop, чтобы что-то увидеть:

За Фудзи, справа вверху – горизонтальная золотая полоска. Это горит всеми огнями Токио.

В этот раз летел без бестолкового дефолтного диспетчера, и только в конце включил радиостанцию и запросил вышку о посадке. И не зря, потому что на полосе был замечен борт.

В Ханеде был сильный ветер с порывами до 36 узлов. Отключил автопилот на высоте 300 футов над землей, и самолет сразу унесло куда-то от створа вправо. Еле выровнял, и огни PAPI прошел с четырьмя белыми фонарями. Самолет пустой – паксов нет, керосина почти не осталось, поэтому сел, а почему нет? Сел и скорость GS моментально от сильнейшего встречного ветра упала до 40 узлов.

Диспетчер Ground (наземный контроль) дал мне маршрут руления к выходу на посадку и мы минут 20 катались по аэродрому. Ханеда оказался огромным как Уралмашзавод. Дважды пересек какие-то ВПП, чуть не посбивал автобусы и машинки FollowMe, наконец дорулил. Я-то рассчитывал на нормальный гейт с рукавом, а мне дали парковку на заднем дворе какого-то ангара.

Повыключал всё, борт уснул. Выглянул наружу – ветер страшно воет в проводах и мачтах освещения. Куда дальше – пока не решил.


13.04.23 Токио (Ханеда, Япония) – Шанхай (Пудун, Китай)
(RJTT – ZSPD)

Как-то не задался рейс с момента подготовки. Сайт Onlineflightplanner отказался создавать план – сообщал об ошибке. Пришлось вручную рисовать полётный на SkyVector. И, кстати, вручную неплохо получилось. Нашел трассу Y60, которая идет от Ханеды до острова Гото – самой крайней восточной точки Японии. А от Гото над морем – до самого Шанхая уже трассой А593.

Вдруг кому понадобиться – лаконичней маршрута не видал, делюсь:

RJTT SID IGNOT Y60 POTET A593 IPRAG STAR ZSPD

Эшелон 360 или 380. Лететь два – два с половиной часа.

После вылета взбесилось приложение “Экипаж”, которое объявило пассажирам, что лететь осталось 17 часов и 30 минут.

Видимо, есть на этом участке в симуляторе какой-то пространственно-временной шов.

С погодой не везет. Хотел на Японию посмотреть сверху, но – шиш. Увидел Кансай – первый аэропорт, который принял нас в Японии несколько дней назад. После Кансай небо затянуло до конца.

На посадке нижняя кромка облаков была аж на 700 футов. Куски Китая сквозь рваные облака: человейники, заводы, склады и ветряки. Огромный аэропорт – четыре ВПП одного направления.

Научился, как победить дефолтных диспетчеров. Диспетчера привлекаю только для того, чтобы при вылете он дал: ВПП вылета и маршрут руления. При прибытии связываюсь с вышкой и получаю ВПП посадки и разрешение. После посадки у наземных: место стоянки и маршрут к нему.


14.04.23 Шанхай – Гонконг (ZSPD – VHHH)

Ранний рейс – для меня всегда синоним словосочетанию “дешевые билеты”. Ночью спал часа два, туго соображаешь, в глазах песка насыпали, сухая кожа после утреннего душа, фальшивая бодрость…

Шанхаем не удалось полюбоваться – все в тумане и низкой облачности. Сквозь дыры в облаках, как в полыньи, видели странный конгломерат – вперемешку поля, небоскребы и заводы. Никакого зонирования. Китай, в общем.

А Гонконг поразил:

Представление о Гонконге сложилось по старому французскому фильму “Банзай”. Думал, что он компактно находится в бухте. Оказалось, что это огромный архипелаг, где почти на каждом острове торчат узкие и высоченные небоскребы.

На фото, на переднем плане виден закрытый несколько лет назад аэропорт Кай Так – один из самых экстремальных аэропортов.

Заметил у симулятора интересную особенность. Самая лучшая картинка городов с небольшой – четыре-семь тысяч футов – высоты. Высоко – видны только поля и кварталы, низко – заметна карта-подложка. А на средней высоте видно, что строения разные, видны машины, антенны на крышах, какие-то дефекты на ровных поверхностях – видна жизнь.


19.04.23. Гонконг – Бангкок (Тайланд, Суварнабхуми)
(VHHH – VTBS)

Полетел на Boeing 777 от Captaim Sim.

Началось с того, что на борту на ливрее среди флагов стран-разработчиков вместо флага России появилась бело-голубая-белая мерзость.

Я как-то купил белорусские кеды с Б-Ч-Б символикой. Красивые, но через три недели вышли из строя. Тут такая же фигня. Загрузились в самолет ночью, запустил ВСУ, попытался включить в кабине свет, но – фигушки, света нет. Довольствовался подсветкой панелей. Потом обнаружил, что селекторы на панели гидравлики не функциональны. Они для красоты.

После разрешения на взлет хотел запустить часы, но оказалось, что часы тоже нарисованы. Часы-то, часы! Почему их не сделать?!

Косяки везде: в FMC, в MCP.

Ну и в добавок:

Автопилот после перехода в режим захода на посадку внезапно, не пойми почему, начал разворачивать самолет в противоположную от аэродрома сторону, поэтому пришлось идти на второй круг. Пока крутился, на Бангкок упал кромешный утренний туман, и я вообще потерял из виду ВПП. Навигационный дисплей показывал какую-то чушь: отрезки и прошедшие точки маршрута. Крутился, крутился. Сдаваться не хотелось.

Заблудился в молоке. Настроился на радиомаяк VOR SVB и, помня о том, что направление ВПП 195°, начал движение в сторону VOR курсом 195°, в надежде, что увижу сквозь туман полосу. В последний момент увидел перед собой вышку. Сел с сильнейшим козлом, выехал с полосы на травку. Плохо сел.

В Капитан Сим 777 – больше ни ногой. Тем более, две иудины печати на нем – чего я ждал?

На фото: восточный берег Вьетнама. Белое – скорее всего, песок. Для снега слишком тепло – плюс 25°С. Тут уже лето.


24.04.23 Бангкок – Сингапур
(VTBS – WSSS)

Долетели без приключений.

Красивый аэропорт в Бангкоке:

Как только оказались в Юго-Восточной Азии, утром и вечером всегда наблюдали туман. Иногда сильная облачность до самой земли.

Облака аж зеленые от влаги, которой пропитан воздух:

В Сингапуре три полосы. Две из них шикарные – длинные и широкие, рядом с аэровокзалом. Но все взлетают и садятся на 02R – небольшую полосу, которая раньше принадлежала (а может и сейчас принадлежит) военно-морской авиабазе. Когда сели, то Ground (диспетчер наземного движения) дал такоооой длинный маршрут руления к рукаву – катались минут 10, не меньше. А уже ближе к вокзалу заметили огромное количество бульдозеров и самосвалов. Вот оно что – они ремонтируют аэродром.

За бортом +37°С. Дикая влажность.


29.04.23 Сингапур – Денпасар (о.Бали)
(WSSS – WADD)

Днем полетал на легкомоторном самолётике над Сингапуром. Почему-то не увидел кораблей. Один только. А вот как выглядят воды вокруг Сингапура на самом деле (это снимок из Marine Traffic):

То ли косяк сима, то ли недоработка. Но очень странно, конечно.

Вылетали ночью. Вот – эти бульдозеры и грузовики в Сингапуре, которые расширяют аэропорт:

Вам знакомо это ощущение – когда вы оказываетесь над открытым морем ночью? В кабине полумрак, выглядываешь наружу – чернота, ничего не видно, кроме всполохов собственных стробов. Небытие. Невесомость. Нет времени и ничего нет. Лечу я себе один и думаю о всяких разных вещах. А у меня друг заболел, тяжело заболел. Лечу и думаю об этом. О жизни. О детях. О войне. Потом на ND самолетик заметил. Идет выше меня на 3600 футов (у меня 35 тысяч). Далеко впереди идет – почти 35 миль. Вот он – на дисплее справа:

Там тоже ведь кто-то сидит сейчас и в черное окно смотрит, и тоже думает о чем-то. Кто ты? О чем размышляешь?

Выглянул вперед – смотрел, смотрел, искал глазами огоньки того самолета. Ничего не увидел.

А так выглядит аэропорт Нгурах-Рай после ухода на второй круг.

Больше не хочу летать ночью.

  1. Я лечу вокруг света, чтобы видеть разнообразные пейзажи под крылом. А какой тогда смысл в ночных полетах?
  2. Картинка ночных городов в симуляторе далека от совершенства. Создателям симулятора тут еще работать и работать. “Совершенство” – схожесть с оригиналом.
  3. Ночью в незнакомых аэропортах так же как на автомобиле ночью в незнакомом городе. Всё есть – карты и приборы точные, но все равно – это путешествие вполуслепую.

А на Бали +27°


03.05.23. Денпасар (о.Бали) – Дарвин (Австралия)
(WADD – YPDN)

Мы, кстати, в предыдущем сегменте пересекли экватор, а я и не заметил.

Очень стильный аэропорт Бали. Смотришь на гейты и понимаешь – “Бали!”

Недавно услышал, что местный губернатор предлагает закрыть остров от туристов на 100 лет. Чтобы остров восстановился. Чем в ближайший век будет жить остров – непонятно. Настроят заводов?

Жить с приложением FSLTL Live Traffic стало веселее. Появились самолеты в знакомых ливреях, очереди на предварительном образовались:

Пока, Бали! В кадре – вулкан Агунг.

Пролетал остров Тимор. Он мало того, что плохо отражен на Бинге – квадратиками все, но еще и какой-то неуютный. Не хочется там совершать посадку почему-то.

Впервые увидел землю Австралийского континента. Наконец приземлились. Распахнул двери и вдохнул аромат осени Южного полушария – диковинные травы, океан и далекая гроза.


Продолжение следует: Часть II. Австралия и Океания.


Добавить комментарий