В Финляндию на велосипедах. Июль 2014.

023

Граница

Туда

Границу с Финляндией можно пересечь на велосипеде. Мы пересекли ее на участке Светогорск-Иматра. Делается это очень просто.

Нужно двигаться по полосе, предназначенной для автобусов. А на нашей стороне – по любой, кроме отведенной для грузовиков. В очереди стоять не нужно – обгоняем все машины, бросаем велик и занимаем очередь у окошка паспортного контроля. Подаем паспорт и говорим: “Здравствуйте! Еду на велосипеде.” И все. Таможенников ждать не нужно – можно сразу отправляться в Duty Free за текилой (только, если планируете провести там более 3 суток).

Перед самым подъездом к границе – к ее тонкой части, где стоят столбики с гербами, КСП и колючка, еще раз проверят паспорт, и вот теперь точно все – вы в Мексике в Финляндии. В этом месте останавливаться не следует, лучше обратить внимание на небольшую табличку справа с изображением велосипеда. Там предписывается всем велосипедистам ехать по автобусной полосе. Понятно, что нужно обязательно соблюдать все правила ПДД: держаться правой стороны дороги и ждать, если горит красный сигнал светофора.

Подъезжаем уже к финскому к шлагбауму, опять бросаем велик и идем на паспортный контроль. У погранцов могут быть вопросы типа: “Куда?”, “На сколько дней?” и пр. Когда заветный штампик поставлен, едем в Иматру. Едем по правой кромке, сперва по трассе (около километра), потом – возле большого магазина справа увидите въезд на велодорожку, которая приведет Вас в центр города. Следите за указателями. Да, и фотографировать в зоне границы, таможни и паспорт-контроля категорически запрещено.

Обратно

Тут есть нюанс. Смотрим карту:

001

007 Вот велодорожки.

006 Вот – большие магазины, о которых я говорил выше.

003 Вот здесь находится табличка “Проезд на велосипедах к паспортному контролю”.

008(Текст примерно такой. Картинку я сделал в Кореле, по воспоминаниям). Мы чуть было не проскочили мимо этой таблички. Когда заметили, то повернули направо по этой дорожке 004 и оказались на шоссе с двойными сплошными и, самое главное, напротив видеокамер и таинственных девайсов, которыми землян просвечивают смертоносными лучами 005 . С такой техникой не поспоришь, и нам пришлось проехать по трассе в обратную сторону метров 100. Потом мы злодейски пересекли двойную сплошную и поехали к границе 002. Там все просто – см. выше.

Посмотрите: куда в конечном счете ведет велодорожка – к пограничному пункту. Сейчас на финском КПП идет большой ремонт, и очень может быть, что в ближайшем будущем можно будет ехать на велике до конца, чтобы, не сворачивая на шоссе, оказаться на КПП.

 

Как добраться до границы

Вот тут-то и начинается советский цирк.

Можно, конечно, гордо доехать до границы от Питера на велосипеде.

Но до Брусничного – 150 км.

До Торфяновки – 179 км.

До Светогорска – 187 км.

Мы доехали на электричке до Выборга. Потом поехали на Светогорск. Туда ходит паровозик из Выборга. Но их всего-то два-три рейса в день.

Мы приехали в Выборг на электричке за 40 минут до отправления – на соседней платформе стоял наш паровозик. Паровозик М62 был неплох, но к нему был прицеплен ТОЛЬКО ОДИН ВАГОН!

Как в этом вагоне перевезти всех дачников и 20 велосипедистов!?:

011

А между тем, на перроне собралось почти 20 велосипедистов, которые в разговорах между собой упоминали тревожные слова типа: “Граница”, Иматра” и т.д. Ну, вы поняли. Второй неприятный момент – бабушки с сумочками на колесах не просто шли к вагонам – ОНИ БЕЖАЛИ ТУДА. И это – за 40 минут до отправления. Я, оценив ситуацию, протащил в вагон наши велики, потом подтянулись остальные туристы. Совместными усилиями разобрали и запихали почти все велосипеды. А, вообще, посадка велосипедистов в вагон основана именно на помощи остальным.

Велосипедами почти под крышу забит нерабочий тамбур и пространство возле туалетов:

012

Ехать туда – 2.5 часа.

Обратно было еще интереснее. Мы пересекли границу, приехали на вокзал Светогорска, и тут выяснилось, что поезда сегодня (и до конца августа) не будет, пути разобрали – ремонт. Но Бог послал нам человека с грузовиком, который за “спасибо” довез нас до вокзала Выборга. Иначе пришлось бы ехать 70 км по так называемой “дороге смерти” – узкому шоссе с убитыми обочинами и несущимися в десятке сантиметров от вас лесовозами.

С перевозкой велосипедов на отрезке Петербург-Выборг дело обстоит гораздо лучше. В новых отечественных вагонах просторные тамбуры, и убраны несколько рядов сидений. Особенно просторно в первом и последнем вагонах, где места столько, что легко можно разместить с десяток велосипедов. Но это только в новых.

Перевозка велосипедов в вагонах старого образца:

010

Карты и дороги

024Лучшими картами Финляндии для велосипедистов считаются карты серии GT, на которых отдельно обозначены асфальтированные и грунтовые ВЕЛОдорожки. Карты стоят недешево – почти 18 EUR за штуку, но без них нам было бы очень сложно. Купить их можно в этой сети книжных магазинов: http://www.suomalainen.com/

Есть нюансы:

1. Масштаб 1:250000 (в 1 см – 2.5 километра) – мелковат. Мы всегда ходили по Крыму с километровкой (в 1 см – 1 км) – там хоть что-то можно разлядеть. А на 2.5 км вменяемого отображения небольших объектов: домов, троп, даже линий электропередач, которые всегда выручают при ориентировании – надеятся не стоит.

2. Вот – фрагмент карты. Синим цветом обозначены велодорожки национального значения. В центре – велодорожка номер 62. Если велодорожка нарисована пунктиром, значит она неасфальтирована.

009

Я, как незадачливый путешественник полагал, что дорожка идет параллельно шоссе. Ничего подобного – велодорожка заканчивается там, где она вливается в шоссе. А дальше придется ехать по трассе. И я нигде не видел, чтобы за белой чертой – а велосипедист, по правилам, может ездить только за белой чертой – была дорога. Ездить за чертой и по черте невозможно, поэтому приходилось ехать по проезжей части.

025

Но дороги в Финляндии отличные, а водители машин – люди вежливые и деликатные. Это сочетание делает катание на велосипедах по Финляндии легким, безопасным и приятным.

За неделю путешествия я видел на дороге только одну яму. В один из дней я побил два рекорда: проехал за день 84 километра и развил на спуске без кручения педалей скорость 50.3 км/час. На наших дорогах это, увы, невозможно. 50 км/час – любая ямка или неровность могут закончиться фатально. Хотя, даже там я отложил пару кирпичей и зарекся больше никогда так не гонять.

Финляндия осталась в памяти такой:

042

Грунтовки тоже прекрасны. Это – не черная земля с грязной жижей и корнями деревьев, а ухоженная дорога с кюветами и дренажом.

026

Места ночевок

В лесах полно мест, где можно поставить палатку. Но если вы едете с женщиной, то для нее могут оказаться необходимыми утреннее и вечернее купание. Оно понятно: жара, мухи, физическая нагрузка, литры пота, дорожная пыль. Поэтому для нас наличие свободного доступа к водоему было главным условием.

014

Проблема в том, что 99 процентов подходов к воде – частные территории. Если берег ничейный, то это – болотина.

Вот в этих условиях мы опробовали несколько видов ночевок.

Первый тип. Палатка в лесу, купание на частном пляже.

Мы встретили русских бабушку с внучкой, которые живут в таком частном заповеднике на берегу озера. Палатку мы поставили в лесу, а купаться ходили к ним – на частный пляж.

013

Лес – дикое незатоптанное место. Нет мусора и кучек дерьма с бумажками сверху. Грибы и ягоды финны не собирают, поэтому всего этого в лесу в избытке – подошвы кроссовок, например, были синими от черники. Если бы можно было жечь костры, то и за дровами далеко ходить не надо – за лесом следят, хоть он и “ничейный”, его аккуратно валят и распиливают сухАры, которые тут и там аккуратно сложены. Но костры разводить нельзя!

Второй тип. Кемпинг.

Информацию о кемпингах мы взяли с этого сайта: http://www.camping.fi.

Там же можно скачать и распечатать полный перечень с картой и указанием цен и предложений. Впрочем такой бесплатный каталог в бумажном варианте на русском языке можно взять на ресепшене любого кемпинга.

Мы брали в аренду “коттедж” – небольшой домик без удобств, хотя при желании можно было бы ограничиться палаткой. Без удобств – значит туалет и душ находятся где-то еще.

015

В первом кемпинге у нас была двухместная кровать, своя маленькая кухонка с электроплитой, во втором – две двухярусные кровати. В обоих случаях стоял небольшой холодильник, стол и две скамейки.

017

Вид в другую сторону – на кухоньку:

018

В домике, конечно, жить намного комфортнее, чем в палатке, но есть одно “НО” – комары. Вообще, комаров, слепней и даже мошки в тех краях перебор. К встрече кровососов нужно быть готовым.

Наша палатка защищена сеткой. Когда спишь в лесу, то на аромат свежего мяса слетаются тучи. Ты лежишь в палатке и слышишь звук, будто работает какая-то машина. Представлялось, что если высунуть наружу палец, то его обглодают вчистую за секунду.

Палатка-то защищена сеткой, а коттедж – нет. Крыша за день нагревается, и приходится открывать или дверь, или окно. Просыпаешься утром весь в волдырях.

Для последней ночи в коттедже (суммарно в коттеджах было 4 ночи) мы купили спирали от комаров. Спали нормально, а детектор дыма на потолке беспокоился до тех пор, пока спираль не прогорела полностью.

Коттедж во втором кемпинге:

019

Внутри. Мы уже “освоили” пространство:

020

Первый кемпинг: http://www.koskenselka.fi/

Схема кемпинга. На официальном сайте нет. Наш домик – М6 – помечен кружочком:

022

Второй кемпинг: http://www.suncamping.fi/Savonlinna-Camping

Схема кемпинга. На официальном сайте нет:

021

Если спросите – понравилось ли, то отвечу, что да. Можно поехать еще раз. Особенно второй кемпинг, который находится рядом с достаточно крупным по финским меркам городом. Комфортно, большая кухня, (но посуды в ней нет), удобства очень удобные. На велосипеде до центра города ехать минут десять.

Был еще третий кемпинг. Мы наткнулись на него случайно, в отчаянии найти место под палатку. На ресепшене выяснилось, что это очень крутой кемпинг, где места бронируются за год. Туда приезжают на роскошных машинах и приходят на дорогих яхтах действительно богатые люди. Мест не было, а если бы и были, то вряд ли они оказались нам по карману. Но управляющие отеля предложили нам домик, куда селятся гости обслуживающего персонала.

040

В домике был телевизор во всю стену, холодильник, посуда, диваны, кресла, отдельная спальня, но не было воды и туалета. Туалет – хибарка во дворе с дыркой в полу. Воды мы набрали в бутылки, а купаться ходили на озеро. Телевизор смотрели до часу ночи.

Третий тип. Места отдыха свободного доступа.

001В городах и городках, а также около них есть места общественного пользования. От ничейных мест они отличаются тем, что это ухоженная зона с туалетом, газончиком, удобным берегом, мусоркой и т.п. И, да – там можно поставить палатку и переночевать. Обозначают таким знаком.

Но не повторяйте нашу ошибку. Приезжать туда и начинать распаковывать чемоданы нужно поздно вечером, когда пляж опустеет. Мы приехали около 19 часов, сняли рюкзаки с велосипедов и начали перекусывать, и, естественно, что нас заметили. Позже, когда уже казалось, что мы одни, к нам пожаловала делегация юных селян, которые с большим интересом стала смотреть, как мы едим, совать свои рыльца в наш котелок и рюкзаки, щупать велосипеды… В общем, для аборигенов наше появление стало Событием. Палатку мы решились поставить только в первом часу ночи, когда довольные хозяева тех мест пошли по домам баиньки.

Общественный пляж. Последняя фотография похода – аккумуляторы в фотоаппарате сдохли:

041

Мусор. Отдельная тема. К сожалению, не все наши соотечественники знают, что для мусора существуют мусорные баки. Если вы увидите на обочине дороги пустую сигаретную пачку, то в 99 случаях из ста на ней будет написано по-русски: “Курение убивает”.

Если вы соберетесь ночевать в лесу, то мусор придется везти с собой до ближайшего поселения, потому что вдоль дорог мусорок нет.

Кстати. Я попытался выкинуть в бак использованные батарейки, но был остановлен бдительными гражданами – батарейки выбрасываются где-то возле магазина в центре деревни.

Новое в снаряжении

По Финляндии на велосипеде можно ездить обязательно в шлеме и с фарой, если едете ночью. К фаре я привык – она на наших велосипедах штатная, а шлем надел впервые. Понял, что при выборе шлема он обязательно должен быть настраиваемым по размеру. Нужно обращать внимание на количество отверстий для проветривания, иначе можно получить тепловой удар.

От шлема получается такая стильная прическа:

027

Очки – не роскошь. Если вы едете на скорости 30 км/час, а встречным курсом летит муха и попадает в глаз, то травма может быть очень суровой. Большой жук, который летел на свет моей фары разбился о нее с мясным звуком в кляксу и погнул кронштейн, на котором фара крепилась.

028

029В продаже есть огромное количество разных сигнальных проблесковых маячков для велосипедов. Нужно не поскупиться и купить хотя бы по одному на каждый велик. В сумерках на трассах и особенно на дорогах с небольшим движением, где водители чувствуют себя свободно и топят на газ, такой маячок сможет вас сильно выручить.

Обязательно возьмите с собой запасные педали. У меня разбилась педаль, хорошо, что не конца, и нам удалось вернуться, но она острыми краями постоянно перфорировала мою ногу под коленкой.

Ясное дело, что велосипед должен быть подготовлен заранее. Мы поменяли тросы и цепи, которые работали с 2008 года. И, конечно, настроили переключение скоростей. Дорога в этой части Финляндии – череда подъемов и спусков, поэтому скорости вы будете переключать по тыще раз на дню.

030Мы купили (для домашнего использования, конечно) такой держатель для велосипеда. Стоит около 300 рублей (меньше 10 Евро), а удовольствия на миллион. Закрепляете заднуюю ось и можете крутить педали, настраивать тормоза и скорости. Очень полезная вещь. Если у вас велосипеды со скоростями, то – незаменимая.

 

Еще о снаряжении.

032

034У меня – рюкзак-штаны “Мираж-80” от фирмы “Снаряжение”. Емкий, плотная непромокаемая ткань. Но не до конца продумана система крепежа к велосипеду – не очень удобно крепить и снимать. Очень длинные стропы, нужно куда-то прятать концы. Решил проблему с помощью резинок. Кроме того, пришлось использовать дополнительный ремешок, чтобы крепить к подседельному штырю.

На спине французский рюкзачок “Freetime Montana” на 28 литров, с оригинальной вентиляцией на спине, с дождевиком, который убирается в незаметный карман, отделение для мобильника, для канцелярии и прочими радостями.033

На раме – сумочка “Author” для раций, сигарет, фонарика и ножа.

035У жены. Рюкзак-штаны Universal на 70 литров. Рюкзак, который удачен в соотношении цена-качество. Неприхотливый. Серьезный минус – закрывается только на молнию, нет затягивающейся горловины. Соответственно, если молния сломается, то рюкзака не будет. Еще, непривычно, что штанины по бокам не крепятся, но, благодаря этому, навьючивается быстро, и каких-либо проблем мы не заметили.

036На руле небольшая сумочка с отделением для карты на крышке. Карты влезают хорошо – аккурат по размеру. Но по размеру НАТОвскому – русские карты складываются в другом размере, поэтому не подходят. Сумочка достаточно просторная – литров 5, справа есть отделение для воды – влезает литровая пепси-кольная бутылка. Но, несмотря на объем, много туда не положишь – стенки не очень крепкие и от груза сумку начинает корежить, она теряет форму, даже от литра воды. Если класть туда туалетную бумагу, сигареты, перчатки, какую-нибудь легкую мелочевку, то сойдет.

Вот такой набор.

Еще кое о чем

В поезде Выборг-Светогорск познакомились с мужчиной, который несколько лет назад решил съездить развеяться в Иматру. Доехал до Иматры, подумал: “А не доехать ли мне до Швеции?”. Поехал в Швецию. Потом доехал до Дании, оттуда – в Германию, потом он проехал Голландию, Бельгию, Францию, Испанию. В Португалии искупался и поехал обратно. Путешествовал год. Его потом надолго лишили шенгенской визы. Потом снова дали, и теперь он регулярно ездит на два-три дня поколесить по Финляндии. Из снаряжения у него небольшой тент, коврик и одеяло. Когда спит в лесу, то на лицо надевает накомарник.

Вот этот Человек:

037

В Финляндии, в Пуумале встретили другого коллегу.

038

Этот велосипедист родом из Хельсинки. Он путешествовал по России два с половиной месяца. Проехал около 3500 километров. Мы познакомились, когда он направлялся домой. Говорит: “Доеду сейчас до Миккеле. Там сяду на поезд. Тут все знакомо – неинтересно. Да и крутить надоело – сил нет. Устал. По детям соскучился.”

 

Такая вот удивительная вещь – дорога. Едешь, крутишь педали, один со своими мыслями, мечтаешь, мысленно разговариваешь с кем-то, споришь даже, а вокруг тебя неторопясь вращается земля и поворачивается каждый раз к тебе чем-то новым: поля, деревеньки, города, леса и озера.

Если молишься, то молитва твоя созвучна с окружающим. Она чиста, искренна и спокойна. И в какой-то момент понимаешь, что тебя слышат. А еще время спустя осознаешь, что научился слушать.

039

Июль 2014 года.

Добавить комментарий